Кокарева Мария Владимировна ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ КАК ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В русле социальных тенденций, обозначившихся в последнее время, особенное значение, на наш взгляд, приобретает понимание психологических особенностей процесса творчества в контексте взаимодействия человека и окружающей среды, поиск путей развития и поддержки творческих проявлений личности.

Роль искусства, в частности живописи, во всестороннем развитии личности является очевидной. Психологические исследования искусства как терапевтического средства (Арнхейм Р., Болл В., Ганнт Л., Кожохина С.К., Кокоренко В. Л., Копылов А. И., Копытин А. И., Роджерс Н., Ферс Г. М., Хоган С. и др.) и проблемы восприятия, понимания и переживания человеком произведений живописи (Арнхейм Р., Брунер Дж., Волков Н. Н., Выготский Л. С., Знаков В. В.,

Леонтьев Д. А., Мейлах Б. С., Якобсон П. М, и др.) все же не дают нам ответов на некоторые вопросы.

Цель работы — постановка проблемы целесообразности исследования восприятия произведений живописи как творческого процесса на основе теоретического анализа психологических характеристик процессов творчества и восприятия.

Основной особенностью восприятия произведений живописи, которая обусловливает отдельное исследование этого явления в психологии, на наш взгляд, является, в том числе, и особенность объекта восприятия, а именно то, что в данном случае воспринимается продукт творчества человека. В работе Е. П. Ильина восприятие произведений живописи называется сотворчеством. Исходя из того, что восприятие художественных произведений позволяет зрителю открыть и понять за событийной стороной произведения его глубинное смысловое значение, необходимо рассматривать процесс восприятия произведений живописи в связи с мышлением, пониманием и другими психическими процессами. Кроме того, оно как процесс творческий должно отображать взаимодействие аффективной и когнитивной сфер в их единстве.

Анализ научных работ по проблеме психологии творчества (Богоявленская Д.

Б., Петровский А. В., Моляко В. О., Хамитов Н., и др.) показал, что творчество рассматривается как функция психики, которая в процессе преодоления противоречий, таких как несоответствие целей и результатов активности индивида, равновесных (гомеостаз) и неравновесных (гетеростаз) состояний, в случае свободного и ответственного выхода в зону неопределенности результатов деятельности, ведет человека к развитию, а также как средство адаптации личности в узком и широком смысле этого понятия — как приспособление человека к возникающим внешним обстоятельствам и как свободное, ответственное и активное целеполагание и соответственное подчинение как собственных личностных свойств, так и внешних обстоятельств. В этом смысле особое значение для понимания адаптации, на наш взгляд, приобретает вектор, направленность этого процесса, а именно направленность на повышение или занижение личностью своего уровня.

Поскольку восприятие считается основным каналом взаимодействия человека с окружающей действительностью, в результате которого он строит свои представления о мире, необходимо, на наш взгляд, учитывать степень соответствия восприятия и интерпретации воспринятого действительности. Объяснению механизмов классификации и категоризации воспринятого посвящено значительное количество психологических исследований. Но они, на наш взгляд, оказываются малоинформативными в раскрытии сути восприятия из-за некоторых затруднений в объяснении способности человека к усовершенствованию своего мировоззрения, способности к познанию еще не познанного.

Мы видим возможность расширения понимания этого явления через обоснование восприятия как творческого процесса.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Горшкова Мария Владимировна, Великанов Арсений Апетович ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН, БОЛЬНЫХ ИБС
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ЖИВОПИСИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУРАХ
Борисова Мария Владимировна ДЕТЕРМИНАНТЫ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ.
Околот Мария Владимировна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ
Сибилева Людмила Владимировна, Гартунг Мария Валерьевна ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
КОРРЕЛЯЦИЯ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ МОМЕНТОВ
Муссалитина Елена Владимировна НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Кузнецова Елена Владимировна СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВОСПРИЯТИЕ ПОРЯДКА СОБЫТИЙ КАК ПРОДУКТ «СКВОЗНЫХ» ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
М.С. Ширяк ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ В ВОСПРИЯТИИ ИСКУССТВА
Сидненко Т.И. КОНФЛИКТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.И.КАРЕЕВА
1.3. Процесс труда как объект комплексного исследования
Терехович Мария Владиславовна ВЛИЯНИЕ ИРРЕЛЕВАНТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТИМУЛА НА ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ЗАДАЧ
ГЛАВА ВИЗУАЛЬНЫЙ ПАТТЕРН И ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ: БАЗОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ КАК ПРОЦЕССА
4. ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ. ВОСПРИЯТИЕ КАК ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ МИРА
Горбуличева Инна Владимировна ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ГРУППЫ В СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Капарис-Бережная А. С. КЕЙС-СТАДИ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗДЕЛЕНИЯ ЗНАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Добавить комментарий