КОЛОДИЙ А. ИЗНАСИЛОВАНИЕ КАК СТРЕМЛЕНИЕ К ДОМИНИРОВАНИЮ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Данная проблема изучается исторической психологией, опираясь на архивные материалы.

В польском средневековом праве под изнасилованием понимали не только вступление в половые отношения с девушкой, женщиной против ее воли, но изнасилованием считались половые отношения по согласию двух сторон с целью женитьбы против которой выступали родители девушки. В судовой практике различали эти два вида изнасилования. Если в первом случае изнасилование рассматривалось в современном его понимании как преступление против права личности и ее достоинства, то изнасилование с вступлением в половые отношения по обоюдному согласию носило более материальный характер, скорее всего, как посягательство на собственность рода, к которому принадлежала девушка. Такое изнасилование называлось «введение девушки». Эти два вида изнасилования в средневековом праве объединяло то, что они осуществлялись против воли законных попечителей девушки или женщины. В судовой практике, когда рассматривались дела об изнасиловании, в первую очередь рассматривалось нарушение права семейства той женщины, которую изнасиловали, а ее согласие на вступление в сексуальные отношения не принималось во внимание. Мужчина, который вступал в сексуальные отношения с женщиной по ее согласию, тоже считался насильником, ведь он все равно нарушал права рода.

В Уставах Казимира Великого девушка, которая вступала по своей воле в половую связь и потом выходила замуж за насильника, теряла право на приданое. Это объяснялось широко распространенным желанием сузить наследственные права женщин на недвижимое имущество. Уставы Казимира Великого предусматривали месть рода за изнасилование женщины, и считали, что это личное дело оскорбленного рода. Вообще, судьбу имущества женщины или девушки решали мужчины рода к, которому она принадлежала.

В позднем средневековье в судовой практике уже бралось во внимание согласие изнасилованной женщины на вступление в половые отношения. Но так как судьями были исключительно мужчины, то возрастал субъективный фактор осуждения виновной личности.

Усердно изучались обстоятельства, которые предшествовали изнасилованию. Особенно заострялось внимание на том, не искушала ли женщина сама насильника, а этот факт всегда влиял на снисходительность приговора суда. Ведь автоматически вина за изнасилование падала на женщину, которая тогда уже выступала, не как жертва, а как личность, которая совершила аморальный поступок – предала мужа. В средневековом костельном праве супружеская неверность была одним из предлогов для развода.

В некоторых случаях изнасилование имело чисто сакральный характер, например, в раннесредневековом ритуале перехода права владения землей к правителю, который получил ее после изнасилования дочери, побежденного обладателя этой земли. Ритуальное сожительство с дочерью правителя побежденной страны происходило по распространенной в средневековье персонификации государства и власти монарха с женщиной. Вообще, в обществе рыцарей бытовало право побеждаемого войска и правителя, которое снимало запрет на изнасилование всех женщин, проживающих на завоеванной территории. В раннесредневековом сознании бытовало убеждение, что, когда новый правитель восходил на престол и получал власть в свои руки, происходило мистическое обручение власти князя с краем, которым он будет управлять.

Изнасилование подданным благородной женщины вообще считалось очень тяжелым преступлением.

В костельном обществе царило убеждение, что самым тяжелым видом изнасилования было изнасилование девственницы. Это было связано с костельной концепцией девственности, которая рассматривала ее как наивысшую ценность сексуальной жизни. Изнасилование монахини было еще более тяжким преступлением. Его рассматривали как святотатство, как посягательство на собственность Бога.

Средневековые примеры подтверждают взгляды современных социологов, которые рассматривают изнасилование как стремление к доминированию, подчинению себе других / преимущественно женщин, а не как стремление к сексуальному удовлетворению.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Кочкарева И.В. Стремление к значимости как фактор совладающего поведения
ИЗНАСИЛОВАНИЯ.
3.6. Как выработать стремление к жизненному успеху (памятка студенту)
АГРЕССИЯ КАК ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ВРОЖДЕННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К СМЕРТИ И РАЗРУШЕНИЮ
ЖИЗНЕННЫЕ СТРЕМЛЕНИЯ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ КОН-СТРУКТ И МЕТОДИКА ЕГО ДИАГНОСТИКИ
Котельникова Ю.А. ЖИЗНЕННЫЕ СТРЕМЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СЦЕНАРИЯ ЕГО ЖИЗНИ
ЧЕРНЕЦКАЯ О.В. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИЗНАСИЛОВАНИИ
9.5. «ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ЗАДАЧУ» И АЗАРТНОСТЬ КАК ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ
5. Ведущий мотив вашего подчиненного — стремление к достижениям. Как использовать этот фактор с максимальной пользой?
СРЕДНЕВЕКОВОЕ МЫШЛЕНИЕ (MEDIEVAL THINKING)
2.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании
ДОМИНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ
ЛАТЕРАЛЬНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ (LATERAL DOMINANCE)
Филипова Е.И. Отношения доминирования и подчи-нения в межличностном общении
4.1. ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ДОМИНИРОВАНИИ БАЗОВЫХ ЭМОЦИЙ
Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения
Добавить комментарий