Коммуникативный подход в исследовании аутокоммуникации

В коммуникативном подходе аутокоммуникация рассматривается как интраличностный (интраперсональный) уровень социальной коммуникации, реализуемой в умозрительных многомерных пространствах и временах, т.е. в психическом (личностном) хронотопе, где бытуют значения, смыслы и ценности человека (Соколов, 1996; Шарков, 2004). В теории транскоммуникации В.И. Кабрина этим хронотопом является коммуникативный мир человека. Он формируется в процессе жизнедеятельности человека через его взаимодействие с объективным миром, другими людьми и самим собой, в результате которого раскрываются и образуются его смыслы и ценности. Это позволяет считать коммуникативный мир областью духовной жизни, а аутокоммуникацию — формой духовной работы человека. В соответствии с теорией транскоммуникации В.И. Кабрина подобная «духовная работа» имеет свою динамику, которая обнаруживается при рассмотрении модели уровневой организации коммуникативного мира, предложенной В.И. Кабриным (Кабрин, 1992, 2005). Коммуникативный мир представлен как система относительно устойчивых, добровольных и взаимных коммуникативных отношений (связей) человека с другими людьми и миром в целом, в которой порождаются его смыслы и ценности.

Первый уровень коммуникативного мира — интракоммуникатив-ный — определяется исходными внутренними свойствами человека как субъекта общения. Главную роль на этом уровне играет его мотивация.

Второй уровень — экстракоммуникативный — определяется внешними условиями. Основой являются восприятие и отражение человеком основных факторов коммуникативной ситуации: предмета общения, себя самого как субъекта коммуникации, коммуникативных средств и взаимосвязей между указанными факторами.

Третий уровень — интеркоммуникативный — определяется дифференциацией и интеграцией коммуникативных отношений в самом процессе взаимодействия. Основными аспектами коммуникативных отношений на этом уровне являются коммуникабельность, коммуникативность, сопричастность и самоопределение.

Четвертый уровень — транскоммуникативный — связан с интеграцией коммуникативных отношений в единое целое на основе формирующихся ценностных ориентаций. Самореализация человека на этом интегральном уровне связана с формированием и проявлением наиболее обобщенных, коммуникативно значимых и устойчивых личностных черт, в которых воплотились определенные ценности: солидарность, верность, откровенность, искренность, отзывчивость, ответственность и т. п. (Кабрин, 2005).

Уровни коммуникативного мира, будучи спроецированы на главные координаты коммуникативного пространства -взаимность и избирательность, которые обеспечивают значимость коммуникации для человека, образуют основные виды и типы межличностного общения (Кабрин, 1992, 2004, 2005).

Глава
Можно говорить о многоуровневом пространстве коммуникативного мира (рис. 3.1).

Виды: Побуди- Информ- Конструк- Эмоцио- Ось

тельная тивная тивная нальная взаимности

1. Пространство коммуникативного мира

1. Пространство коммуникативного мира

В результате эмпирического исследования аутокоммуникации было обнаружено, что коммуникативное пространство аутокоммуникации имеет уровневую структуру, аналогичную межличностной коммуникации (табл. 3.1). Основными материалами эмпирического исследования аутокоммуникации послужили данные метода моделирования коммуникативного мира (ММКМ), спонтанные дневниковые записи и рефлексивные самоотчеты 475 участников исследования. На основе результатов контент-анализа также были определены функции аутокоммуникации (см. табл. 3.1). Они обнаруживаются при анализе темы аутокоммуника-ции, которая является содержательной характеристикой этого процесса.

Компенсаторная функция показывает, что аутокоммуникация инициируется для продолжения общения, восполнения дефицита позитивного общения. Посредством внутренних диалогов человек компенсирует избыток «отрицательного» либо дефицит «положительного» межличностного общения.

Функция самоизоляции указывает, что аутокоммуникация необходима для ухода от негативного общения.

Эмотивная функция предполагает, что в аутокоммуникации реализуются эмоциональная разрядка и оценка происходящего.

Таблица 3.1. Уровни и функции аутокоммуникации

Коммуникативный уровень Функции (процент встречаемости в текстах)
1. ИНТРА Компенсация 4,3
Самоизоляция 4,7
Эмотивная 4,1
Аутотерапия 4,8
2. ЭКСТРА Социальное восприятие 4,3
Социальная дифференциация 3,9
Социальная рефлексия 6,2
3. ИНТЕР Устранение когнитивного диссонанса 4,5
Интеллектуально-аналитическая 5,6
Коммуникативная антиципация 5,3
4. ТРАНС Самоанализ 6,7
Самоопределение 5,4
Нравственная регуляция 5,4
Личностный рост 7,1
Самопознание 6,4
Самопонимание 7,7
Становление картины мира 3,4
Экзистенциальная 4,5

Согласно концепции В.И. Кабрина, на интракоммуникативном уровне коммуникация является побудительной и импульсивной. То есть на этом уровне побуждением к аутокоммуникации является потребность «передать» себе какое-либо чувство или мысль. Причем это стремление к контакту с собой непреднамеренное, неконтролируемое, что позволяет говорить о том, что аутокоммуникация начинается с эмоционального контакта человека с самим собой. Побуждением для аутокоммуникации является желание человека изолироваться от окружающего (в том числе от негативного общения), желание выразить эмоции, разрядить напряжение. Поэтому такие функции аутокоммуникации, как самоизоляция, компенсация и эмотивная, соответствуют интракоммуникативному уровню. Хотя это базовый уровень, аутокоммуникация не сводится к беспредметному или поверхностному разговору — на этом уровне определяется ее значимая предметная направленность.

Функция аутотерапии показывает, что аутокоммуникация необходима для реализации самопомощи и самоподдержки в трудных ситуациях.

Социальное восприятие и дифференциация говорят, что в аутоком-муникации осуществляются восприятие других людей, их оценка, социальное сравнение, в том числе самооценка и сравнение оценки своего положения с положением других людей.

Социальная рефлексия говорит о необходимости аутокоммуникации для осознания того, как человек воспринимается и оценивается самим собой и другими.

Экстракоммуникативному уровню соответствуют информативная и нормативная аутокоммуникации. На этом уровне общение определяется внешними условиями. Здесь реализуются самоинформирование, выражение идей, мнений, но еще без создания определенных программ дальнейших действий с информацией. В контексте нашего исследования к данному уровню относятся социальное восприятие и дифференциация, устранение когнитивного диссонанса. При решении подобных задач на первое место выходят когнитивные процессы. В процессе аутокоммуни-кации человек информирует самого себя, производит социальную оценку и сравнение, во многом основываясь на внешних критериях, заимствованных им из его социальной среды. Функцию аутотерапии аутокомму-никация может выполнять и на первом, и на втором уровне. На экстракоммуникативном уровне она реализуется как более осмысленный монолог или диалог, в котором человек уже не просто себя успокаивает, утешает, но и убеждает, приводя рациональные обоснования, разумные доводы.

Функция устранения когнитивного диссонанса показывает необходимость аутокоммуникации для устранения внутриличностного конфликта.

Коммуникативная антиципация говорит, что аутокоммуникация необходима для планирования, моделирования деятельности и общения, репетиции поведения, «проживания» ситуаций.

Интеллектуально-аналитическая функция предполагает необходимость аутокоммуникации для осмысления впечатлений, приобретения и распространения новых знаний и умений, решения задач и проблем.

Принятие решения относительно раскрытого смысла или действия с этим смыслом осуществляется на интеркоммуникативном уровне, на котором аутокоммуникация является конструктивной и ролевой. Человек решает какую-либо задачу, выстраивает план дальнейших действий, соотнося его со своими ролями. Человек обращается к себе для решения какой-либо проблемы, построения планов, создания модели поведения или деятельности. В этой связи к данному уровню относятся интеллектуально-аналитическая функция, коммуникативная антиципация, социальная рефлексия.

Нравственная регуляция и развитие показывают, что аутокомму-никация необходима для анализа соответствия человека требованиям совести и самоизменения в результате подобного сравнения. Реализуется как самокритика, самовоспитание, самопохвала и самоодобрение.

Гносеологическая функция говорит, что аутокоммуникация необходима для реализации познания и самопознания.

Самоанализ и самоопределение указывают на необходимость аутокоммуникации для самоанализа, самоопределения, принятия решения относительно самого себя, совершения ответственного выбора и т.д.

Функция понимания предполагает, что аутокоммуникация необходима для понимания и самопонимания.

Функция личностного роста говорит о необходимости аутокомму-никации для самоизменения и саморазвития.

Экзистенциальная функция предполагает, что в аутокоммуникации осуществляется познание внутреннего мира, души, встреча с собой, открытие самости, осознание сущностных характеристик, подтверждение своего бытия и поиск смыслов.

Функция мировоззрения показывает, что аутокоммуникация необходима длястановления индивидуальной картины мира, жизненной философии.

Транскоммуникативному уровню соответствуют эмоциональная и духовная аутокоммуникации. На этом уровне человек осмысливает свои ценности, старается их поддерживать и развивать, как и свои духовные чувства. Это уровень самоопределения, порождения собственных смыслов и ценностей, от раскрытия которых зависят самопонимание и самоотношение. Функции аутокоммуникации, соответствующие данному уровню, характеризуют ее как процессы самоанализа и самопознания, создающие условия для самоопределения, раскрытия сущностных характеристик, идентификации человека с истинным представлением о себе (духовная и экзистенциальная аутокоммуникации). Причем определение смыслов и ценностей реализуется и через диалог с совестью. Поэтому аутокоммуникация может способствовать нравственному развитию.

Анализ текстовых материалов показывает, что аутокоммуника-ция может выполнять одновременно несколько функций, но, как правило, одна из них может быть «ведущей». Причем многие функции аутокоммуникации демонстрируют ее связь с межличностным общением. На каждом уровне аутокоммуникативная ситуация включает следующие компоненты: темы, формы, партнеров и средства общения. Подобная коммуникативная схема является базовой моделью коммуникации в большинстве коммуникативных теорий (Соколов, 1996; По-чепцов, 2001; Шарков, 2004; Яковлев, 2006). В исследовании были выявлены основные тематические блоки, в которых выражаются определенные потребности, интересы, смыслы и ценности человека (табл. 3.2).

Таблица 3.2. Тематические блоки аутокоммуникации

Темы Тексты ММКМ
Процент встречаемости
Внутренний мир 32 35
Взаимоотношения с другими 25 21
Жизненная философия 12 9
Творчество 10 10
Профессиональная деятельность 11 15
Вопросы бытия, мироустройства 10 10

нные выше функции аутокоммуникации. Кроме того, с помощью контент-анализа тек-стовисодержательнойчастиММКМбылиопределенынаиболеечастовстре-чающиеся тематические блоки, отражающие представления респондентов о некоторых функциональных особенностях аутокоммуникации (табл. 3.3).

Таблица 3.3. Тематические блоки, отражающие функции аутокоммуникации

Темы Тексты ММКМ
Процент встречаемости
Внутренний диалог 43 46
Рефлексия (самоанализ) 30 24
Общение с совестью 17 20
Личный дневник 10 10

треннем диалоге. Этот факт может служить еще одним подтверждением диалогич-ности сознания и перехода общения с другими людьми во внутренний план. Причем, как показывает анализ текстовых материалов, аутоком-муникация может быть диалогом как по форме, так и по содержанию.

В 30 % текстов и в 24 % содержательной части ММКМ аутокоммуникация выступает в форме рефлексии (самоанализа). Анализ текстов показывает, что рефлексия дает человеку представление о динамике собственного психологического состояния, «приучает» фиксировать события своей жизни и размышлять над ними. Причем респонденты отмечают два аспекта относительно «полезности» самоанализа для человека.

С одной стороны, они подчеркивают его важность и необходимость, поскольку он «дает выход болезненным переживаниям», «помогает разобраться в мыслях и чувствах», с другой стороны, считают его бесполезным «самокопанием», уводящим человека от решения реальных проблем.

Здесь речь может идти о разных целях самоанализа. Самоанализ конструктивен, если служит желанию человека стать лучше, душевно богаче и сильнее, если является ответственной попыткой понять и изменить себя. Если самоанализ является самоцелью, заключается в самолюбовании или пробуждении жалости к себе, в излишних самообвинениях, он не только бесполезен, но и, как отмечает К. Хорни (2002), вреден.

В 17 % текстов респондентов и в 20 % содержательной части ММКМ обнаруживается общение с совестью, которая оценивает поступки человека с точки зрения должного и идеального. В текстах респондентов обнаруживаются стремление к самосовершенствованию и стремление избежать переживаний, вызванных несоответствием требованиям совести. Если человек понимает, что открывшиеся качества, несмотря на негативный характер, ему соответствуют, если он признает эти черты как присущие ему, тогда у него появляется возможность самокоррекции.

В 10 % текстов и в 10 % содержательной части ММКМ аутокоммуни-кация выполняет функцию личного дневника. В этом контексте аутоком-муникация является способом оперативного отображения человеком (для себя же самого) внешних и внутренних событий своей жизни. Следует отметить, что аутокоммуникация как личный дневник по форме может быть как монологичной, так и диалогичной, но содержательно она практически всегда диалогична. Еще одна особенность аутокоммуникации как личного дневника заключается в том, что она, как показывает анализ, чаще всего сугубо личностна. Она соединяет в себе выражение лич-ностно значимых и ценных для человека переживаний и размышлений.

Однако, как показывают результаты анализа, не все респонденты готовы к аутокоммуникации (табл. 3.4). Значительная часть респондентов (37 % от всей выборки) склонны к избеганию аутокоммуникации.

Таблица 3.4. Причины избегания аутокоммуникации

Причины избегания Тексты ММКМ
Процент встречаемости
Боязнь одиночества 42 45
Боязнь встречи с совестью 36 42
Дефицит времени 17 11
Аутокоммуникация 5 2
неестественный процесс

Как показывают результаты контент-анализа, среди причин избегания (подавления) аутокоммуникации первое место занимает страх одиночества — в 42 % текстов и в 45 % содержательной части ММКМ респонденты описывают ощущение одиночества, возникающее при самопогруженности.

В данном контексте важно дифференцировать возможные варианты понимания одиночества. Существует «ситуативное одиночество» — объективная физическая или вынужденная социальная изоляция, выключение из общения с людьми вообще или с определенными, значимыми категориями людей. Такое одиночество вызвано особыми жизненными обстоятельствами, к которым принято относить: резкую перемену условий жизни и круга общения (болезнь, перемена места жительства, учебы, работы), потерю близких, кризисные точки личностного развития. Каким бы напряженным ни было это одиночество, с течением времени оно обычно проходит, уступая место новым отношениям и эмоциональным привязанностям (Суворов, 2000).

Участники нашего исследования отмечают, что одиночество связано с неприятным ощущением внутренней изоляции. Как показывает анализ текстов, оно связано с проблемами в отношениях, среди которых на первое место выходят непонимание и непринятие другими. Можно сказать, что подобное переживание одиночества связано с неудовлетворенной потребностью в общении и человеческой поддержке. Анализ текстовых материалов позволяет говорить, что, возможно, респонденты не хотят оставаться наедине с собой из-за возникающих чувств неполноценности и жалости к себе и отчаяния, которые негативно сказываются на представлении человека о себе, на его самооценке и самоуважении.

Некоторые респонденты готовы заполнить свое время поверхностными контактами, бессмысленным времяпрепровождением, только бы не оставаться наедине с собой, поскольку им «просто бывает скучно». В данном контексте уместны слова немецкого социолога К. Гехта (1979), который считает, что «люди боятся оставаться наедине с собой потому, что когда они остаются одни, им не с кем поговорить о своих проблемах».

Возможно, респонденты избегают «встречи с собой», поскольку, как показывает анализ текстов, опасаются наедине с собой увидеть «совершенно другого» человека, боятся осознать, что их реальная жизнь расходится с мечтами и целями. Боятся осознать, что они сами себя не понимают, ничего не достигли в жизни, неинтересны самим себе, не понимают, кем являются в глазах окружающих. Однако именно в ходе ауто-коммуникации человек способен пересмотреть свои замыслы, соотнести их с личными смыслами и ценностями, с жизненными реалиями, «выработать» соответствующий образ жизни и деятельности, т.е. найти своему «Я» место в новых условиях. Для реализации этого процесса необходимо уединение, которое некоторые авторы рассматривают как добровольное одиночество, ограничение «внешних» связей и контактов ради размышлений, аутокоммуникации.

Многие исследователи отмечают необходимость подобного одиночества, считая его одной из главных духовных потребностей и естественным свойством развитой личности (Ясперс, 1994, 1997; Гехт, 1979; Суворов, 2000; Хараш, 2000). Одиночество и есть время общения с собой, когда человек способен ощутить себя личностью — почувствовать свою принадлежность самому себе, «наладить» отношения с собой, что часто бывает сложнее, чем «наладить» отношения с другими. В уединении собственной души человек осознает смысл своего существования и реальную ценность общения с миром.

В 36 % текстов и в 42 % содержательной части ММКМ обнаруживаются боязнь встречи с совестью и актуализация чувства вины, возникающего в результате осознания реального или воображаемого несоответствия представления о себе, своего поведения собственным моральным требованиям. Можно сказать, что совесть — самая понятная человеку норма нравственных поступков, и она первая определяет его поведение. В текстах респондентов упоминается, что совесть — это внутренний голос, который говорит человеку, является ли его поведение хорошим или плохим, предостерегает, требует, осуждает, критикует, обвиняет, заставляет задуматься о последствиях своих действий, призывает быть ответственным и т.п.

Несоответствие нормам совести вызывает негативные эмоции, снижение самооценки или, как отмечает один из респондентов, «подрывает мой авторитет передо мной же самим». То есть респонденты избегают общения с совестью, так как боятся «не выдержать суда своей совести», не хотят быть честным с самим собой.

Не хотят признать тот факт, что обнаруживаемые ими «неприглядные» черты им соответствуют, а значит, не хотят делать выбор и принимать ответственное решение относительно своего дальнейшего поведения и существования в целом.

В 17 % текстов и в 11 % содержательной части ММКМ некоторые респонденты отмечают, что не имеют времени на общение с собой по причине занятости и интенсивного межличностного общения. Как показывает анализ текстов, внимание респондентов большей частью занято окружающими событиями и общением с другими. Вероятно, чем активнее информационный обмен между человеком и окружающим миром, тем меньше у него оснований задумываться о самом себе. Однако данную причину можно считать «отговоркой» — вероятно, респонденты избегают аутокоммуникации по другим причинам.

Наконец, в 5 % текстов и в 2 % содержательной части ММКМ респонденты представляют аутокоммуникацию «ненормальным» процессом, и отдают приоритет межличностному общению. Хотя подобное представление о аутокоммуникации характерно для небольшого числа респондентов, его нельзя не принять во внимание. К тому же такая идея уже упоминалась некоторыми исследователями. Так, Л.П. Гримак (1991) пишет, что человеку прививают навыки общения с другими людьми, образцы поведения в обществе, в то время как общению с собой человека никто и нигде не учит. Вероятно, поэтому люди не имеют понятия о «правилах» аутокоммуникации. Многие даже не подозревают, что такой вид общения существует и в том или ином виде является непременным условием психической деятельности человека, во многом определяя его работоспособность, настроение, самочувствие, состояние здоровья.

К сказанному выше можно добавить и следующее: человек с раннего возраста привыкает к тому, что действовать можно только «наружу», а все, что находится внутри, недоступно его активности. Иными словами, он знает, что на внешнее можно каким-либо образом повлиять, а по отношению к внутреннему человек остается бессильным, поскольку зачастую просто не знает, как на него воздействовать (Кемпински, 1975). По всей видимости, по этим причинам респонденты считают аутокоммуникацию «неестественным процессом», «чем-то на грани шизофрении». С другой стороны, это звучит как оправдание для респондентов, не желающих занимать рефлексивную, ответственную преобразующую позицию по отношению к себе и своей реальности.

Однако приведенные выше причины избегания аутокоммуникации не означают полного отказа от нее. Здесь речь идет о подавлении ауто-коммуникации. В каждом конкретном случае она может осознаваться человеком в большей или меньшей степени. Как показывает проведенный нами анализ, это может зависеть от степени осознания самой проблемы, инициирующей процесс аутокоммуникации.

Партнерам отводится важное место в любой коммуникативной модели (Соколов, 1996; Почепцов, 2001; Шарков, 2004; Яковлев, 2006). В аутокоммуникативной ситуации человек одновременно является и коммуникатором, и реципиентом, т.е. взаимодействующие стороны совмещаются в одном лице. Ю.М. Лотман (2000) ввел понятие «автокоммуникации», которое говорит о совпадении адресата и адресанта. Однако в аутокоммуникации человек сознает и познает себя, поскольку в определенной степени является для себя другим (Выготский, 2005).

Человек вступает в аутокоммуникацию, когда у него возникает какая-либо потребность, определяющая что, зачем и почему человек хочет сообщить самому себе (хотя сам он может этого и не осознавать). Причем независимо от конкретного тематического содержания этого процесса аутокоммуникация начинается с эмоционального контакта, который, в свою очередь, инициируется какой-либо потребностью. Определенная ситуация вызывает у человека определенные эмоции. Он обращается к самому себе, чтобы осмыслить эти эмоции. Осознав эмоции, он раскрывает значение ситуации для него самого.

Результаты контент-анализа текстов и содержательной части ММКМ показывают (табл. 3.5), что партнером аутокоммуникации является сам человек, образ реального другого, а в некоторых случаях — образ воображаемого другого («виртуальный партнер», «вымышленный собеседник»).

Можно сказать, что в аутокоммуникации человек общается с собой как с другим. В ходе аутокоммуникации у человека есть возможность обратиться к самому себе в различных ситуациях: например, в ситуации общения с взрослыми в детстве, в ситуации общения с друзьями или коллегами в настоящем, в ситуации самонаблюдения и самоанализа и др.

Таблица 3.5. Партнеры аутокоммуникации

Партнер Тексты ММКМ
Процент встречаемости
Я сам 53 57
Образ реального другого 30 28
Вымышленный собеседник 17 15

нных или реальных, но значимых). О вымышленных (воображаемых) партнерах упоминал еще У Джеймс. Контент-анализ показывает, что в роли вымышленных партнеров часто выступают совесть, альтер эго, внутренний голос.

Аутокоммуникацию можно рассматривать как представляемую коммуникацию. Она основана на способности человека представлять партнера и «общаться» с ним в условиях его реального отсутствия. Причем представленность одного человека в сознании другого человека, также обладающего сознанием, является необходимым условием, позволяющим считать аутокоммуникацию видом или уровнем социальной коммуникации.

Вымышленные собеседники обладают социально-психологическими характеристиками (статусом, ролью) и выражают различные смыслы. Однако следует отметить, что характеристики партнеров во многом приписываются им человеком («носителем» аутокоммуникации). Разные смыслы, выражаемые партнерами, принадлежат одному человеку — носителю аутокоммуникации. Поэтому аутокоммуникацию нельзя сводить только к рефлексии. Задачей рефлексии являются осмысление опыта и его отражение в форме определенного смысла. Аутокоммуникация как взаимодействие партнеров предполагает порождение нового смысла. В ней важным является не отражение, а порождающее взаимодействие. Кроме того, аутокоммуникация инициируется возникновением проблемы, для решения которой человеку необходимо не только ее осознава-ние, но и «присутствие» в сознании образа другого человека, в диалоге с которым он анализирует возможные, в том числе противоположные, варианты ее решения с целью выбора оптимального. Можно сказать, что в аутокоммуникации взаимодействуют разные смыслы и значения.

Особенность аутокоммуникации как общения с реальным другим заключается в том, что реальный другой является значимым — он выступает своеобразным референтом. Анализ текстовых материалов обнаружил, что для внутреннего коммуникативного мира можно построить социо-грамму, предложенную Я.Л. Морено для межличностной коммуникации. В аутокоммуникации человек может обращаться к так называемым «лидерам» — наиболее значим для человека реальным другим, «голос» которых важен для человека в самых разных ситуациях. Человек при решении какой-либо проблемы может учитывать и мнение «большинства» — как правило, это реальные другие, точку зрения которых человек разделяет.

Интересен тот факт, что человек при рассмотрении какой-либо ситуации может учитывать и мнение «аутсайдеров». Как известно, «аутсайдеры» не участвуют в принятии решений, однако они необходимы человеку как выразители другой точки зрения. Хотя человек может не считаться с их позицией, он знает, что такая позиция существует и что она собой представляет. С другой стороны, благодаря смыслопорождающему характеру аутокоммуникации, «аутсайдер» может стать «лидером» — если в ходе коммуникации с ним человек окажется способным иначе посмотреть на ситуацию, осмыслить ее с новых позиций. Смена партнеров может отражать характер изменения существующих смыслов или появления новых смыслов человека, происходящих в процессе аутокоммуникации. Это относится и к смене функций партнера — поскольку смыслы «подвижны», могут изменяться, первоначально партнер может выполнять одну функцию, затем -тот же партнер играет уже другую роль для носителя аутокоммуникации.

Необходимо отметить и тот факт, что партнером аутокоммуникации чаще является реальный, а не вымышленный другой. Вероятно, это можно объяснить тем, что мнение реального, близкого и значимого другого имеет наибольшее значение для человека — носителя ауто-коммуникации. Реальный другой может выступать в роли эксперта по какому-либо вопросу, проблеме. Диалог с ним помогает человеку точнее выразить и понять собственную идею. Понятие обретает определенность и точность, только отобразившись от чужой мыслительной способности. В ходе аутокоммуникации «смутная» идея приобретает ясность благодаря словам, обращенным к себе как будто от близкого человека.

Наличие определенного партнера указывает на форму аутокоммуникации. Образы других людей практически всегда указывают на диалог и полилог. Причем диалог «определяется наличием не самих по себе двух или нескольких собеседников, а двух или нескольких полноценных пониманий, несводимых одна к другой смысловых позиций. Только в этом случае возникают собственно диалогические отношения» (Бахтин, 1997). Кроме того, смысловые позиции не являются завершенным представлением. В диалоге они «достраиваются», человек доопределяет свое отношение и видение, свою позицию, в диалоге возможно появление нового смысла. Поэтому диалог имеет наибольшее значение для самоизменения.

Диалогявляетсясамойраспространенной формой-встречаетсяв 57 % текстов и в 61 % содержательной части ММКМ (табл. 3.6). Этот факт еще раз подтверждает представление о диалогической природе сознания. Ведь даже мышление сопровождается стремлением к вопросу и ответу: «Мыслить — значит говорить с самим собой, слышать самого себя» (Библер, 1990).

тельно задачи или проблемы. В нем можно увидеть, как человек выражает свое отношение к ситуации, увидеть его Контент-анализ текстов и содержательной части ММКМ показывает, что темы диалогического текста отличаются от тем Таблица 3.6. Формы аутокоммуникации

Форма Тексты | ММКМ
Процент встречаемости
Монолог 31 25
Диалог 57 61
Полилог 12 14

монологического текста — в диалогическом тексте есть появление нового смысла относи-
размышления о проблеме. В диалогическом тексте обнаруживается и определенная последовательность высказываний, каждое из которых выражает свою точку зрения.

Аутокоммуникация зачастую инициируется в тех ситуациях, когда необходимо решение какой-либо проблемы. В процессе аутокоммуника-ции человек выстраивает модель решения проблемы через осмысление и понимание. Интересующая человека проблема переносится в новое смысловое поле, появляется возможность увидеть ее с других позиций. В диалоге человек анализирует разные точки зрения на проблему, взвешивает все «за» и «против», оценивает «риски» возможных вариантов решения проблемы, апробирует варианты ее решения с целью выбора, нахождения оптимального в данных условиях. Поэтому аутокоммуни-кация может быть регулятором отношений человека с миром и другими людьми. Кроме того, в диалоге человек доопределяет и свое отношение к проблеме, выясняет его для самого себя, т.е. понимает себя. Сказанное выше позволяет заключить, что аутокоммуникация во многом необходима, когда у человека нет готовых средств решения возникшей проблемы.

Таким образом, аутокоммуникация (как внутренний диалог) — это не просто рефлексия, понимаемая как одностороннее субъективное отражение совершившегося или совершаемого факта мышления, переживания или действия. Внутренний диалог — это наличие нескольких точек зрения, мнений на собственное переживание, мнение или поведение, которое может сохраняться достаточно длительное время. В данном контексте можно говорить о «борьбе мотивов», когда в ходе аутокомму-никации осознается наличие различных смысловых позиций и способов действий, ведущих к неоднозначным и даже противоположным результатам. Выбор определенной смысловой позиции, способа действий и стратегии поведения может быть результатом аутокоммуникации.

В 31 % текстов и в 25 % содержательной части ММКМ аутокоммуникация осуществляется в форме монолога. В монологе отражается одна смысловая позиция. Обычно с помощью монолога человек фиксирует конечные результаты собственного мыслительного процесса. Поэтому для монолога характерны определенная цельность и непрерывность содержания, которые во многом обеспечиваются единством темы. Как показывают результаты контент-анализа, монолог может быть средством успокоения, утешения, оценки человеком собственного поведения, способом осмысления отношений с другими людьми, выражением отношения к их словам и поступкам. В текстах некоторых респондентов монолог разворачивается по поводу непосредственно воспринимаемой речи другого человека. Однако он происходит после ее завершения, поскольку трудно вести процесс создания развернутого высказывания одновременно с его восприятием.

В текстах многих респондентов обнаруживаются отдельные, краткие высказывания, выражающие эмоциональное отношение к себе или к ситуации. Например, они характеризуют самопохвалу или самообвинение. Как правило, это возникает в ходе выполнения какой-либо деятельности, т.е. не в речевой ситуации. С помощью таких фраз человек выражает непосредственные, актуальные в конкретный момент времени мысли и ощущения. Это позволяет говорить о еще одной форме аутокоммуникации -внутреннем реплицировании, описанном Г.М. Кучинским (1988, 2002). Такие реплики, как правило, не рассчитаны на инициирование продолжительного внутреннего монолога или диалога. С их помощью человек выражает эмоции по отношение к себе, ситуации или ее отдельному аспекту.

В 12 % текстов и в 14 % содержательной части ММКМ обнаруживается полилогическая форма аутокоммуникации. Опорой для определения диалогической и полилогической формы стало наличие двух и более несовпадающих точек зрения (в том числе противоположных) относительно одной темы. Кроме того, было принято во внимание присутствие в тексте Я-, Ты-высказываний, глаголов во втором лице настоящего времени, речевых оборотов, указывающих на обращение человека к собеседнику, а также присутствие в тексте образов других. Как показывает анализ текстовых материалов, полилог является в основном триалогом, когда при «разговоре» двух партнеров присутствует третий участник. Он может исполнять функции наблюдения, рефлексии, оценки, выражения эмоций.

Что касается средств аутокоммуникации, то, как показывают результаты анализа текстовых материалов, ее внешнее проявление наблюдается в мимике и жестах, внешняя вербализация — в так называемых «мыслях вслух» (табл. 3.7). В аутокоммуникации человек использует как вербальные, так и невербальные средства общения.

является ситуация общения, в котором прямо или косвенно участвует человек. Вероятно, в этом проявляется генетическая связь между внешней и внутренней речью. Возникновение внутренней речи может быть обусловлено и Таблица 3.7. Средства аутокоммуникации

Средства Тексты | ММКМ
Процент встречаемости
Мимика 58 51
Жесты 25 16
«Мысли вслух» 17 33

Основным средством аутокоммуникации является речь (внешняя и внутренняя). Она возникает под влиянием как коммуникативных, так и некоммуникативных факторов. Ведущим коммуникативным фактором
некоммуникативными факторами, такими как физическое восприятие окружающего мира и вид деятельности, в которую включен человек. Поэтому аутокоммуникация включает проявления внутренней речи, образующие и процесс межличностного общения, и мыслительный процесс: громко произносимые, развернутые фрагменты речи, предназначенные только для себя; речь, произносимая про себя, и т.д.

Внешние проявления аутокоммуникации могут быть разнообразными. На основании анализа текстового материала мы обнаружили следующие наиболее распространенные случаи подобных проявлений: изменение выражения и цвета лица, жесты и движения (кивание, мотание головой, взмахи рукой, пожатие плечами, схватывание себя за голову и т.п.), плач, слезы или улыбка, смех, звуки, не являющиеся речевыми сигналами (вздох). Особым случаем внешнего проявления аутокоммуникации является тот момент, когда внутренняя речь «прорывается» наружу в «мыслях вслух». То есть человек (чаще бессознательно) озвучивает какой-то фрагмент своих размышлений.

Внешние проявления аутокоммуникации отражают эмоциональное состояние человека. Переживаемые человеком эмоции произвольно или непроизвольно отражаются в его мимике и пантомимике, сигнализируя о самых глубинных изменениях в его ментальной и эмоциональной сфере. Диапазон подобных реакций настолько широк, что их четкой и однозначной классификации до сих пор не существует. Вероятно, этому препятствуют многосторонность и неоднозначность конкретных жизненных ситуаций, в которых возникают эмоции.

Как показывает анализ текстовых материалов, человек может краснеть от смущения, реагируя на собственные мысли, бледнеть от испуга, вызванного собственными рассуждениями, и т.д. Такие внешние проявления аутокоммуникации, как слезы, сопровождают, в основном, отрицательные эмоциональные состояния: печаль, обиду, стыд (смущение), испуг.

Большинство жестов также являются проявлениями определенных мыслей и эмоций человека и совершаются им неосознанно. Не соглашаясь с собственным высказыванием, человек обычно качает головой, а кивок свидетельствует о достижении согласия во внутреннем диалоге.

При негативных высказываниях по отношению к внутреннему собеседнику и себе самому (требования, угрозы, обвинения, упреки) человек может топать ногой, сопровождая этим жестом свое высказывание. Характерным жестом в подобной ситуации является также удар кулаком (ладонью) по ближайшей поверхности: стол, стена, собственное колено и т.п.

Такая мимическая реакция, как «сдвинутые брови», может сопровождать неодобрение, возражение, протест.

Типичными внешними проявлениями аутокоммуникации являются изменения положения тела в пространстве. К данной категории относится достаточно широкий диапазон различных движений, совершаемых человеком в процессе аутокоммуникации. Например, конфликтная ситуация ведет к возникновению напряженного и достаточно продолжительного внутреннего диалога. Его внешним проявлением может быть перманентное движение человека, пытающегося разрешить мучающую его проблему. Он может безостановочно ходить туда-обратно по помещению, «мечется как тигр в клетке». Человек может совершать мелкие движения руками (перебирать вещи на столе, сплетать и расплетать пальцы, теребить какую-то деталь одежды, например крутить пуговицу и т.п.).

Причем аутокоммуникация может не только инициировать какое-либо движение, но и, наоборот, приостанавливать действие. Это происходит, когда какое-либо высказывание настолько удивляет человека (как в негативном, так и позитивном плане), что он перестает выполнять совершаемое действие и «застывает» на месте.

Проявлениями аутокоммуникации также выступают неречевые звуки, относящиеся к паралингвистическим средствам общения: респонденты отмечают, что в процессе аутокоммуникации они замечают за собой вздохи, покашливание, заикание, всхлипывание, междометия. Интерпретация подобных невербальных реакций зависит от знания контекста ситуации: вздох может быть и сигналом эмоций, выражающих неудовлетворение (разочарование, печаль, обиду), и сигналом эмоций, выражающих удовлетворение («вздох облегчения»). Это зависит от того решения (вывода), к которому пришел человек в процессе аутокоммуникации.

Подводя общие итоги, можно заключить, что аутокоммуникация обладает структурными и функциональными особенностями. В исследовании были обнаружены структурные характеристики аутокоммуникации: темы, формы, партнеры и средства общения, т.е. основные компоненты элементарной коммуникативной ситуации. Кроме того, в исследовании были определены причины избегания (подавления) аутокоммуникации. На основании полученных результатов можно заключить, что аутоком-муникация является многоуровневым и полифункциональным феноменом. С помощью анализа текстовых материалов было обнаружено, что внутренний коммуникативный мир представляет собой многоуровневую систему коммуникативных отношений. Причем уровни внутреннего коммуникативного мира отличаются по тем функциям, которые аутокоммуникация выполняет в определенных жизненных ситуациях.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
1.2. Коммуникативный подход к исследованию жизнеспособности человека
Коммуникативный подход в постметодологической перспективе
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ: ПАРАДИГМА И ТЕЗАУРУС КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ
3.1. Историко-психологический анализ понятия «аутокоммуникация»
ГЛАВА 3. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВА АУТОКОММУНИКАЦИИ
Мацута Валерия Владимировна ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФОРМЫ АУТОКОММУНИКАЦИИ
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5 КЛАССОВ.
Н.Г. АХМАДЕЕВА ЕКАТЕРИНБУРГ, РГППУ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ОБЩЕНИЯ, КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ
ОТЧЕТЫ ОБ ИССЛЕДОВАНИЯХ, ПОДХОД АРА
Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности
Основные психологические подходы в исследованиях памяти
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПАМЯТИ
О ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ СЕРЬЕЗНОГО И КОМИЧЕСКОГО
ПРИМЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЙ: СОЕДИНЕНИЕ ПОДХОДОВ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПАМЯТИ
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СУБЪЕКТ-НОСТИ
Добавить комментарий