КОНСЕРВАТИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗМ (CONSERVATISM / LIBERALISM)

Литература по общественным наукам содержит много дискуссий, посвященных идеологическим проблемам, и особенно соц.-политическому Л. и К. Особый интерес представляет применение принципа полярности при разграничении К. и Л.

С. Томкинс предложил исчерпывающий набор допущений, характеризующих идеологическую полярность (либеральные допущения приводятся первыми): 1) чел. есть цель самого себя, или чел. не есть цель самого себя; 2) чел. естественен или чел. искусственен; 3) чел. должен удовлетворять и максимизировать свои влечения и аффекты или чел. должен руководствоваться нормами, к-рые, в свою очередь, регулируют его влечения и аффекты; 4) ценности — это то, чего хочется чел. или ценности существуют независимо от человека; 5) человеку следует минимизировать неудовлетворенные влечения и отрицательные аффекты или человек должен максимизировать следование существующим нормам и их осознание; 6) сдерживание эмоций следует минимизировать или аффекты следует контролировать посредством норм; 7) власть должна быть как можно сильнее, чтобы максимизировать положительные аффекты и минимизировать отрицательные или власть должна быть как можно сильнее, чтобы максимизировать уступчивость и выполнение норм; 8) конфликты между аффектами одного чел. и между аффектами разных людей следует свести к минимуму или их не надо минимизировать; 9) разрешение конфликта интересов между отдельными людьми должно основываться на максимизации выполнения желаний и минимизации фрустрации желаний или разрешение конфликта интересов должно основываться на максимизации выполнения норм или конформизма; 10) к слабостям и недостаткам следует относиться терпимо и исправлять их или к ним следует относиться нетерпимо и наказывать за их проявление.

Итак, согласно С. Томкинсу, позиции правого и левого крыла различаются в зависимости от ответов на следующие вопросы: «Яв-ся ли чел. по своей природе мерой всех вещей, целью самого себя, активной, творческой, думающей, желающей, любящей силой? Или чел. должен реализовывать себя, добиваться своего положения только путем борьбы с чем-либо/кем-либо, участия в чем-либо, следуя некой норме, соответствуя некой мере, служа идеальной сущности, к-рые практически не зависят от чел.?»

Росситер предлагает описание, более ориентированное на политику, и утверждает, что совр.

К. включает в себя 9 основных принципов: 1) существование универсального нравственного порядка, санкционированного и поддерживаемого организованной религией; 2) неисцелимо несовершенная природа людей, где за ширмой цивилизованного поведения всегда скрываются неразумность и греховность; 3) врожденное неравенство людей в отношении разума, тела и характера; 4) необходимость существования соц. классов и порядка и, следовательно, явное безрассудство любых попыток уравнять людей с помощью силы закона; 5) главная роль частной собственности в деле обеспечения личной свободы и защиты общественного порядка; 6) неопределенность прогресса и признание того, что директивы яв-ся осн. методом, посредством к-рого об-во может идти по пути прогресса; 7) необходимость правления и служения аристократии; 8) ограниченные границы челов. разума и как следствие, важность традиций, ин-тов, символов, ритуалов и даже предрассудков и 9) подверженность ошибкам и потенциальная тирания правления большинства и, следовательно, желательность всепроникающей, ограничивающей и уравновешивающей политической власти.

В противоположность этому Д. Смит видит в Л. 2 осн. мотива: а) нелюбовь к деспотическому правлению, дополненную стремлением заменить власть любой др. формой соц. практики, и б) свободное выражение индивидуальной личности.

Однако отнюдь не все описания Л. и К. опираются на концепции, осн. на к.-л. одном признаке. Самое фундаментальное описание этой дихотомии исходит из предположения, что К. и Л. различаются по двум измерениям: духовное (священное)—мирское (профанное) и сила—слабость. В этой двумерной системе координат Л. был бы представлен точкой с координатами «профанный» и «слабый», а К. — точкой с координатами «священный» и «сильный».

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ЭМИКА И ЭТИКА НА ПРАКТИКЕ: ИССЛЕДОВАНИЯ АВТОРИТАРНОГО КОНСЕРВАТИЗМА
НЕСЛУЧАЙНАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ, ИЛИ СПАСИТЕЛЬНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ МОЗГА?
Сидненко Б.Н., Сидненко Т.И. Учения представителей «нового либерализма» КАК ОСНОВА МАКРОКОНФЛИКТОЛОГИИ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ (POLITICAL VALUES)
АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ (AUTHORITARIAN PERSONALITY)
Шавшукова Н.В. Политический спектр глазами избирателейв период парла-ментских и президентских выборов
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ЗАОСТРЕНИЯ — СГЛАЖИВАНИЯ
СТРУКТУРА ЗЕРКАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
3.4. ПРИЗНАКИ СМЕНЫ ЭПОХ
М. В. Галимзянова, Д. А. Колесникова ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУДУЩЕЙ СЕМЬЕ У ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С ОБРАЗОМ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ
ШАВШУКОВА Н.В. ВОСПРИЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ
ОЦЕНКА И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ (JUDGMENT AND DECISION MAKING)
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ УЗОСТИ - ШИРОТЫ КАТЕГОРИИ
ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Иванов А.И., Логвенок О.В. О возможных связях вариантов психологической защиты с характерологическими акцентуациями
С.И. Бибилова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ С НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
Добавить комментарий