Константность восприятия формы и кажущаяся глубина.

Когда мы видим некоторые конфигурации, процессы, лежащие в основе константности восприятия формы, могут «запускаться» автоматически (Shepard, 1981). Как следует из рис. 10.9, глядя на двухмерные рисунки, мы склонны интерпретировать их как плоскостные изображения трехмерных объектов. Так, нам кажется, что двери, грани кубов и даже незнакомые объекты образованы линиями, пересекающимися под прямыми углами, хотя их ретинальные изображения имеют форму трапеций, параллелограммов и иных, более экзотических фигур (Halper, 1997). Эти объекты сложно воспринимать как трапеции или параллелограммы, лежащие на одной плоской поверхности.

То, что нам действительно трудно воспринимать некоторые двухмерные изображения как всего лишь плоские линейные формы, никак не связанные ни с какими объемными фигурами, подтверждает восприятие объектов, изображенных на рис. 10.11, а и б.

На рис, 10.11, CL представлены два идентичных затененных параллелограмма, один из которых ориентирован вертикально относительно длинной стороны, а второй ^ горизонтально. Большинство наблюдателей испытывают лишь незначитель-

11. а — затененный параллелограмм, вертикально

11. а - затененный параллелограмм, вертикально

ориентированный относительно длинной стороны /, идентичен затененному параллелограмму, ориентированному горизонтально 2. Большинство наблюдателей без труда воспринимают их как практически идентичные, лишь незначительно отличающиеся друг от друга по размеру фигуры. Однако когда они превращаются в части более сложных фигур, их восприятие коренным образом изменяется, б — параллелограммы, представленные на а в качестве поверхностей объектов, форма которых воспринимается как прямоугольная. Став элементами объемных форм с признаками глубины, затененные идентичные параллелограммы кажутся совершенно разными как по форме, так и по величине. (Источник Shepard, 1981)

ное влияние кажущейся глубины, вследствие чего и воспринимают эти параллелограммы как практически идентичные по величине. Однако когда они превращаются в верхние поверхности изображенных на плоскости форм с отчетливыми признаками трехмерности и глубины, их восприятие поразительным образом изменяется.

Эта тенденция воспринимать трехмерность и глубину на основании пик- торальных признаков склоняет наблюдателя к восприятию параллелограмма с длинной вертикальной стороной (1) как искаженного — благодаря ракурсу — наклоненного и уходящего вдаль прямоугольника. В связи с этим он кажется более длинным и узким, чем горизонтально ориентированный прямоугольник, образов ванный физически идентичным ему параллелограммом (2).

И последнее. Феномен константности — результат взаимодействия многих факторов. Одним из наиболее очевидных факторов, играющих, судя по всему, некоторую роль во всех видах константности, являются знания наблюдателя об объектах, находящихся в поле его зрения. Как мы уже отмечали, говоря о константности восприятия светлоты, наши знания и предшествующий опыт способны стабилизировать восприятие зрительной информации, несмотря на постоянные изменения и кажущиеся искажения объектов и окружающих нас стимулов. Однако консташ> ность «срабатывает» и тогда, когда мы имеем дело с незнакомыми раздражителями. Константность возникает на очень ранних стадиях развития перцептивных способ* ностей человека (Cook & Birch, 1984; Day & McKenzie, 1981) и свойственна ему в гораздо большей степени, чем животным (Ingle, 1985). Иными словами, констант* ность проявляется и в тех ситуациях, в которых знания и предшествующий опыт вряд ли могут играть существенную роль.

Константность восприятия способствует тому, что мы воспринимаем физический мир практически таким, каков он на самом деле, и в этом смысле она наглядный пример адаптивного механизма, соответствующего биологическим
потребностям человека. Ирония, однако, заключается в том, что при некоторых условиях константность, судя по всему, уменьшает полноту и точность нашего восприятия, которое становится искаженным, или ошибочным, т. е. иллюзорным. В следующем подразделе мы расскажем о том, как это происходит.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ И ИЛЛЮЗИИ ГЛУБИНЫ и удаленности
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ РАЗМЕРА И ФОРМЫ.
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ
Константность восприятия размера
КОНСТАНТНОСТЬ И ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ.
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ СВЕТЛОТЫ
ПРЕДЕЛЫ КОНСТАНТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РАЗМЕРА.
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ РАЗМЕРА
ВОСПРИЯТИЕ ГЛУБИНЫ.
ИЛЛЮЗИЯ ПОГГЕНДОРФА И КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ
ГЛАВА ВИЗУАЛЬНЫЙ ПАТТЕРН И ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ: БАЗОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ
ИЛЛЮЗИЯ МЮЛЛЕРА-ЛАЙЕРА И ТЕОРИЯ КОНСТАНТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ
ВОСПРИЯТИЕ ГЛУБИНЫ И ДИСТАНЦИИ.
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
ВОСПРИЯТИЕ ГЛУБИНЫ И УДАЛЕННОСТИ ПРЕДМЕТОВ
Добавить комментарий