КОРТИКАЛЬНАЯ ЦВЕТОВАЯ СЛЕПОТА

Как отмечалось выше, в зрительной коре головного мозга есть особые зоны, нейроны которых «специализируются» на обработке информации о цвете. Повреждение этих зон в результате воздействия токсичных препаратов, травмы, инсульта, анемии или болезни печени, рассеянного склероза или образования опухоли способно существенно ухудшить цветовосприятие. Несмотря на то что подобные ситуации редки, заслуживают упоминания немногие описанные клинические случаи полной кортикальной цветослепоты (ее также называют церебральной ахроматопсией, что в переводе с греческого означает «недостаточное цветовое зрение», или дисхроматопсией). Самый удивительный пример ахроматопсии — 65-летний известный художник-абстракционист с нормальным зрением, получивший в результате автомобильной аварии сотрясение мозга и, судя по всему, травму зрительной, или экстрастриарной, коры (зоны V4) (Sacks & Wasserman, 1987; Sacks, 1995). Sacks & Wasserman, 1987; Sacks, 1995). To, что он полностью лишился цветового зрения, художник понял сразу же после аварии. Красные и зеленые тона воспринимались им как черные, а синие и желтые — практически как белые. Кроме того, видимые предметы и поверхности казались ему более контрастными, чем людям с нормальным зрением, и он хуже, чем они, различал разные степени яркости. Удивительно, но другие аспекты зрения никак не пострадали во время аварии, а острота зрения даже увеличилась, что, возможно, связано с усилением восприятия контраста.

Художник не только полностью лишился цветового зрения, но, глядя на окрашенные поверхности, испытывал необычные и неприятные ощущения. Так, после аварии человеческое тело, включая и свое собственное, казалось ему отвратительно серым, «телесный» цвет он называл «крысиным». Будучи художником, он воспринял потерю цветового зрения как тяжелейшую личную трагедию и временами впадал в глубокую депрессию.

Результаты этого клинического исследования подчеркивают роль цветовосприятия в жизни человека. Для физиологов они являются подтверждением правиль
ности предположения о том, что в коре головного мозга есть участки, в которых реализуются избирательные и четкие механизмы обработки информации о цвете. Более того, это исследование доказывает существование в нервной системе двух не зависимых друг от друга и параллельных каналов для обработки и передачи ахроматической и хроматической информации об окружающем мире (Livingstone, 1987).

То, что художник воспринимал красный и зеленый цвета как черный, а синий и желтый — как белый, подтвержает справедливость теории оппонетных процессов, речь о которой шла выше. Еще один пример этой редкой аномалии описан в (Pearl- man, Birch & Meadows, 1979).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЦВЕТОВАЯ СЛЕПОТА
КОРТИКАЛЬНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ.
КОРТИКАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО КОЖНОЙ РЕЦЕПЦИИ: ГОМУНКУЛУС
ЗОНТИК ДЛЯ СОЗНАНИЯ: ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ СЛЕПОТЫ ПО НЕВНИМАНИЮ ?
ВЛИЯНИЕ ЗАВЕРШЕННОСТИ ЗАДАЧИ НА УРОВЕНЬ СЛЕПОТЫ ПО НЕВНИМАНИЮ
Ямщинина П.А. ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ СЛЕПОТЫ ПО ВЫБОРУ НА МАТЕРИАЛЕ РЕПРОДУКЦИЙ ИЗВЕСТНЫХ ПОЛОТЕН
Кувалдина М. Б. РЕЛЕВАНТНОСТЬ СТИМУЛА ПРИ ИНДУКЦИИ СЛЕПОТЫ ПО НЕВНИМАНИЮ*
Н.А. Адамян, Е.С. Басова ВЛИЯНИЕ ИНСТРУКЦИИ НА ИГНОРИРОВАНИЕ ПРИ ГЕНЕРАЦИИ СЛЕПОТЫ ПО НЕВНИМАНИЮ
М.Б Кувалдина, Н.А. Адам ян ВЛИЯНИЕ ОЖИДАНИЙ НА ВОСПРИЯТИЕ ПРИ ГЕНЕРАЦИИ СЛЕПОТЫ ПО НЕВНИМАНИЮ
Адамян Ника Альбертовна Кувалдина Мария Борисовна ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ СЛЕПОТЫ ПО НЕВНИМАНИЮ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧИ СРАВНЕНИЯ
АНОМАЛИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
АНОМАЛИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
ЦВЕТОВАЯ АДАПТАЦИЯ.
Добавить комментарий