КОСТИЦЫН Н.А. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ И РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ

Психологический словарь [Психологический словарь, 1997] определяет креатив-ность как возможность (способность) человека создавать что-либо новое, оригинальное и проявляющейся в мышлении, общении и отдельных видах деятельности. Согласно прин-ципу детерминизма, развитие способности к творчеству зависит от свойств среды. Они были экспериментально выделены [В.Н.Дружинин, Н.В.Хазратова, 1994]. Авторами доказано, что нерегламентированность жизни ребенка (предметно-информационная обогащенность, представленность образцов креативного поведения) существенно повышает креативность детей.

Последний метод диагностики креативности, наряду с оценкой беглости, гибкости и точности, предложенных Дж.Гилфордом, был использован в тесте Торенса, содержащем задания дорисовать простые фигуры, улучшить конструкцию и задать множество вопро-сов, разглядывая неоднозначный рисунок. Давая задания в конце уроков или лекций – придумать множество оригинальных вопросов по пройденной теме – можно не только повысить качество усвоения, но и стимулировать познавательную потребность учащихся. В пилотажном исследовании [Костицын Н., Аверченков Е. 1998], проведенном на студентах-первокурсниках факультета психологии СПбГУ, обнаружено, что вопросы, задаваемые (профессиональному психологу) оригинальны на 10%, «психологичны» на 20%, и философичны (о смысле жизни, бессмертии души и прочее) – на 40%.

Важной является способность творческого человека к смене точек зрения на про-блему. Особую значимость эта способность приобретает в юношеском возрасте, когда необходимо сделать выбор будущей профессии. Нами [Витман Д., Костицын Н.

1998] проведено исследование способности школьников 7–11 классов, а также студентов треть-его курса факультета психологии СПбГУ видеть мир глазами учителей (математика, фи-зика, психолога, литератора, историка, биолога, химика) и способность делать это ориги-нально. Давая задание нарисовать сон того или иного специалиста, мы, вопреки нашему ожиданию получить оригинальные работы, обнаружили стереотипность представления учащихся об учителях. Так сон математика представлялся в виде формул, а психолога – в виде психбольницы или разговаривающих о проблемах людей. Обнаружилась тенденция в возрастании оригинальности с увеличением возраста, и соответствие «гуманитарности» профессии количеству изображенных фигур людей.

В «инвестиционной» теории креативности [Р.Стернберг, М.Любарт, 1995], делаю-щей акцент на способности разрабатывать уже имеющуюся идею (покупать идеи по бро-совой цене, продавать по более дорогой) и способности убеждать общество в их необхо-димости, используются следующие методы диагностики и развития креативности : напи-сать короткий рассказ с необычным названием; нарисовать рисунок на необычную тему; придумать рекламу для скучных товаров; разработать оригинальную научную проблему; решить задачи с условиями, противоречащими действительности. Исследования в русле данной теории показали, что степень креативности умеренно коррелирует со сферой дея-тельности и может быть предсказана исходя из сочетания определенных ресурсов. Это подтверждает нашу гипотезу о возможности создания теста диагностирующего потенци-альную креативность в различных профессиональных сферах.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Г. Туровская СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ЭПИЛЕПСИИ
Коновалова Н.Л. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО И КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДОВ
4.1.3. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА и малых групп на производстве в начале XX века
Машошина А.А. НОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КРЕАТИВНОСТИ
4.2. Креативность и творчество в зеркале транскоммуникативного подхода
Скобелева Ю.А. НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: КОРПОРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Иосько Т.Н. ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНОЙ СЕМЕЙНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙСРЕДЫ НА КРЕАТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ
Лузина Алеся Николаевна РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
С. А. Томчук РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Системный подход к диагностике эмоциональных состояний вместо комплексного.
Галь А. ИСКУССТВО КАК ФАКТОР КРЕАТИВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Н.Л. Пузыревич МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
И.А. Юров МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ (МЕТОДЫ) В ДИАГНОСТИКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ
И.М. Дашков, Н.А. Курганский КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ХРОНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ
Кожуховская А. С. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК УЧИТЕЛЯ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ
Харлова К. О. ТЕЛЕСНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ
Терюшкова Юлия Юрьевна ТРЕНИНГ КРЕАТИВНОСТИ - МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
Г.Р. Ямалетдинова, Н.Л. Васильева ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В ДИАГНОСТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ И ИЗМЕНЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА (ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ, МЕДИЦИНЫ И ДРУГИХ НАУК)
Добавить комментарий