КОВАЛЬ В.М. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ НЕРЕЛИГИОЗНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ЛЮДЕЙ

Одной из основных целей религиозных практик, как правило, считается свобода в том или ином контексте (например, освобождение от страданий бытия в буддизме). При наличии существенных различий в представляемых религиями картинах мира, объектах верования, в своих базовых системных аспектах они идентичны, а во многом схожи и в методах. Данные тезисы опираются на известное положение об этапной цели любой из религий – поддержания существования и развития человека и социума на основе знания законов жизни и смерти.

По данным В.Франкла и общественных опросов, подавляющее большинство людей нуждается в «чем-то», ради чего стоит жить. Слишком частая явная нерациональность поведения, неврозы, дистрессы и т.п. у людей, придерживающихся атеистических взглядов, за-ставляют задуматься о рассмотрении религиозных правил восприятия, поведения, отношения к людям и миру как дающих возможность более полноценной самореализации. Относительно психологического значения религии высказывались многие знаменитые психологи.

К.Г.Юнг написал: «Мы, европейцы, не единственные люди на Земле. Мы всего лишь полуостров на азиатском материке, населенном древними цивилизациями, представители которых тысячелетиями упражнялись в психологической и духовной интроспекции, тогда как мы занялись психологией и душой даже не вчера, а сегодня утром».

Т.Роджерс описывает четыре «геронтологические функции» религии: 1) религиозность помогает при встрече с фактом принятия смер-ти; 2) она помогает обнаружить и подтвердить значимость жизни; 3) она компенсирует потери и ограничения, связанные с возрастом; 4) она способствует участию в социальной деятельности.

Все приведенные пункты можно соотнести с проблемами людей любого возраста, последнее же из них противоречит стереотипу вос-приятия религиозности как способа ухода от социальной активности и решения встающих перед индивидом задач. Подверженный неврозу человек не способен решать, рационально действовать и развиваться без необходимой психологической поддержки.

Можно трактовать религию как некую систему взаимоотношений, которая отличается от системы любой другой социально представ-ленной группы предметом веры, иерархией ценностей, организацией и т.п., в силу чего, возможно, религиозные люди остаются просто «другими».

Результаты наблюдений и исследований ученых, занимавшихся этой проблемой, показывают положительное воздействие религии (но не сект) на психическое и физическое здоровье.

Факты из разнохарактерных источников, научные исследования религиозности и веры показывают, что они помогают людям выжить, выздороветь, выстоять в сложных и угрожающих жизненных ситуациях, перенести дли-тельное лечение или стресс и найти силы для улучшения своего состояния. Западными последователями буддизма этот феномен объясня-ется не верой как таковой, а снятием сомнений посредством знания законов бытия. Таким образом, знания, картина мира, которая дается верующим, помогает им стать жизнеспособнее и продуктивнее, что, однако, является сопутствующим, а не целевым эффектом религиоз-ных практик.

Почти любую религию можно представить как систему ритуалов, правил деятельности, необходимых для физического и психического здоровья человека. Она дает человеку возможность стать более гармоничным благодаря предлагаемым ею идеалам, используемым механизмам достижения, поддержания и реализации психических состояний и способностей. Нерелигиозные люди действуют по тем же «схемам», находя или имея нужные аналогии, в том числе из психологии.

В философском аспекте религия предлагает систему мировоззрения, картину мира, в которую включены логика и значение ее объек-тов, их смысл для жизни человека, для лучшей ориентации и деятельности. В психологическом аспекте религия являет человеку все, что необходимо для его психического равновесия и сохранности, например, культ образа материнства и опекающее отношение со стороны священнослужителей, а также свод правил и принципов взаимодействия в социуме.

Соответственно вопрос может заключаться в успешности саморегуляции у религиозных и нерелигиозных людей. А также в разнице самореализации у нерелигиозных и религиозных людей. Что является причиной нерелигиозности людей: они более жизнеспособны сами по себе, их удерживает от этого социальная установка, они придерживаются современной концепции научного знания, но не слепой веры, либо их верования объясняют собственное бытие в индивидуальной картине мира. Исследование и анализ данных вопросов позволит нам выяснить роль религиозности и других аспектов в самореализации личности.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ
Балин В.Д., Коваль В.М. О соотношении категорий «сознание» и «картина мира»
Б.П.КОВАЛЕВ, С.В.КОНДРАТЬЕВА, Л.А.СЕМЧУК. ПСИХОЛОГИЯ ШКОЛЬНОГО КОНФЛИКТА: СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ И РЕФЛЕКСИВНЫЕ АСПЕКТЫ, 2001
Б.П. Ковалёв, O.E. Мальцева ПРОБЛЕМА САМОВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ
КОВАЛЁВ В. В. ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТНЫХ ДИАДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
МЕТОДИКА «АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» (Е. П. ИЛЬИН, П. А. КОВАЛЕВ)
МЕТОДИКА «ЛИЧНОСТНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ» (Е. П. ИЛЬИН, П. А. КОВАЛЕВ)
Гайдаржи С.Г., Ковалев ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕНА ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
Ковалев Ю.Т. ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ КАК ПРОЦЕДУРА ПОДГОТОВКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ
Ковалев Ю.Т., Левин КОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ И АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ-ЗАКЛЮЧЕННЫХ
Религиозный опыт
Добавить комментарий