КРАШЕННИКОВ О.В. О ПРИРОДЕ СОВЕСТИ

Существование любых устойчивых систем в природе возможно только на основе энерго-информационного обмена. Взаимодействие организма с внешним миром невозможно без процесса получе-ния из внешнего мира того, что необходимо организму для его существования и отдачи во внешний мир того, что необходимо внешнему миру для поддержания его устойчивости.

Потребности – это одна из динамических составляющих активности индивида. Другой составляющей активности будут генетически обусловленные задатки. Они никогда бы не могли проявиться, если бы не были генетически обусловлены определенной активностью. Взаимодействие потребностей и способностей и будет энергетической основой мотивационных процессов, определяющих поведение.

Защитой организма от разрушения может служить лишь его способность контролировать и воздейство-вать на структуризацию как своего внутреннего состояния, так и состояния окружающего его пространства. Эволюционный отбор направлен на способность структурировать пространство ради увеличения жизнен-ной активности. Возможности социума по структуризации внешнего пространства неизмеримо выше.

Возникновение потребности как побуждения к сохранению достигнутой упорядоченности будет сопро-вождаться возникновением отрицательной эмоции. Удовлетворение будет подкрепляться положительной эмоцией. Реализация способностей, как способ упорядочивания окружающего мира, будет подкрепляться появлением положительной эмоции. Задержка в реализации будет приводить к возникновению отрицатель-ной эмоции. Так осуществляется наиболее целесообразное поведение, направленное на повышение жиз-ненной активности.

Активность человеческой психики заключается в построении картины наиболее возможного будущего на основе отражения законов действия сил внешнего мира. Для выживания организму необходимо воспри-нимать иерархию действия сил по их значимости. С совершенствованием организма в эволюционном плане, он вынужден учитывать законы, раскрытие которых возможно только с совершенствованием сознания.

С точки зрения человеческой психики, отражением иерархии действия сил окружающего мира будет по-строение иерархий ценностей. Рассматривая эволюцию психики, можно видеть возникновение и взаимо-действие двух иерархий ценностей. Одна – основанная на ценности собственной жизни и на удержании до-стигнутой активности.

Вторая – все более проявляющаяся с эволюцией сознания и психики. Это иерархия, в основе которой лежит ценность единого организма, являющегося сложным симбиозом всего живого. Это иерархия ценностей, которая, по мере развертывания во времени, переходит из скрытого (не проявленного) состояния в состояние осознанности, претерпевая превращения из “вещи в себе” в “вещь для себя”.

Исторический процесс показывает, как определенные системы ценностей начинают осознаваться и про-являться в конкретных действиях людей. Они начинают кристаллизоваться, постепенно вытесняя значение ценности собственного Я, как первоосновы. Вначале первое место в системе ценностей начинает занимать семья, затем род, племя, народ, человечество и жизнь – как единое целое. Степень проявления иерархии ценностей, человека в его действиях, поступках будет мотивом деятельности, или тем, что все религии мира связывают с понятием “дух”.

Иерархия ценностей, в основе которой стоит Я, – это система, основу которой составляют потребности человека. Другая иерархия, определяя развитие жизнеспособности в непротиворечивом для всего остально-го живого мира направлении, производит упорядочивание первой системы, изменяет ее и закрепляет эти изменения на генетическом уровне.

Процесс проявления иерархии ценностей невозможен без некого идеального носителя этих ценностей, который смог бы увязать все эти системы в единое целое. Таким носителем мог бы быть для нас “идеальный человек социума”, которого мы создаем прежде всего как некую неявную сущность, связывающую в единое целое иерархию ценностей существующую в нашем сознании, подсознании, бессознательной направленности нашего восприятия. Мы вынашиваем этого идеального человека для суда над другими. В действительности же мы лишь создаем высшего судию для самих себя в образе этого идеального человека. Большая часть этого образа будет находиться в глубинах нашего подсознания и бессознательного. Это об-раз, интегрирующий и гармонизирующий наше миропонимание, мироощущение. Это сущность, функцио-нальное назначение которой – гармонизация человека и окружающего его мира. Стремление к нравствен-ности – закон эволюционного развития, воздействующий на человека “изнутри”. Действие “изнутри” обес-печивает неизбежность его выполнения.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Жить по Совести
Нравственный поиск и Совесть
МУКИ СОВЕСТИ
ВИНА КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВЕСТИ
СОВЕСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИЯ
Интуиция как внутренний критерий. Совесть
Подоровский А.Н. Трансформации процесса социализации и изменение роли совести В XX веке
ПОДОРОВСКИЙ А.Н. ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИЗМЕ-НЕНИЕ РОЛИ СОВЕСТИ В XX ВЕКЕ
Природа интеллекта
ПРИРОДА ИНТЕЛЛЕКТА
ПРИРОДА СТЫДА.
ГЛАВА 8. ПРИРОДА ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Добавить комментарий