КРИЗИС АУТЕНТИЧНОСТИ КАК ПЕРЕЛОМНЫЙ ПЕРИОД ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ

Проблема динамики жизненного пути личности становится актуальной в гуманитарных науках в связи с историческими периодами трансформаций на макросоциальном уровне, сопровождаемыми социальной нестабильностью и обусловливающими коллизии индивидуальной судьбы. В психологии принято изучать динамику жизненного пути личности как стадиальную, или этапную, связанную с изменениями системы отношений личности в ее социальном бытии. В отечественной психологии развивались идеи, восходящие к работам Л. С. Выготского (Выготский, 2003), С. Л. Рубинштейна (Рубинштейн, 2003), А. Н. Леонтьева (Леонтьев, 1983), Б. Г. Ананьева (Ананьев, 2002), о качественных различиях этапов жизненного пути и их содержательного наполнения, детерминированного особенностями специфической для каждого этапа веду-щей деятельности и общения субъекта, протекающих в конкретных исторических условиях жизнедеятель-ности социума и обусловливающих появление центральных новообразований, становление специфической для каждого этапа системы отношений личности с собой, Другими и миром в целом и жизненной стратегии человека.

В отечественной психологии основным критерием периодизации жизненного пути личности выступает возрастной критерий. Стадии смены этапов жизненного пути ассоциируются, вплоть до настоящего време-ни, по большей части с переживанием личностью возрастных кризисов. В отечественной психологии жиз-ненного пути все же принято рассматривать не возрастные кризисы, а значимые для субъекта жизненные события и ситуации взаимодействия с Другими как переломные моменты жизненного пути, приводящие к трансформации «Я-концепции» личности, ее ценностно-смысловой сферы, системы ее отношений с Другими и миром, формированию ею новых жизненных стратегий. С позиций современной психологии кризисных ситуаций, личностный кризис как переломный период жизненного пути заключается в осознании и/или переживании субъектом несоответствия его жизненных стратегий, ценностно-смысловых структур, пред-ставлений о себе и основных потребностей сложившейся системе взаимодействия и отношений с Другими, которые личность в данный период не может изменить. Это рассогласование сопровождается эмоционально негативной дезорганизацией «Я-концепции», утратой значимых прежде ценностей и идеалов, ощущением дезориентированности, изменениями восприятия Других и отношений с окружающими, «размыванием» временнoй перспективы и жизненной стратегии.

Личностный кризис как психическое состояние описывается в качестве важнейшего и естественного эта-па духовного роста и развития личности, ведущего к активному переосмыслению субъектом его жизни и созданию им новой жизненной стратегии, принятию жизненно важных решений, реинтеграции его «Я-концепции», становлению нового восприятия Других и отношений с ними; в качестве переломного периода жизненного пути, структурно и содержательно обусловленного, в основном, значимыми для субъекта жиз-ненными событиями и ситуациями его взаимодействия с Другими. Кризис аутентичности, изучаемый как самостоятельный феномен, с сохранением его специфики, в современной отечественной экзистенциально-гуманистически ориентированной психологии и психологии бытия описывается в качестве осознания и/или переживания субъектом процессов самосозидания и структурирования своего бытия как противоречащих «Я-концепции», жизненным стратегиям, структуре личностных смыслов и ценностей. Он рассматривается в качестве переломного момента личностного бытия, но не жизненного пути личности. Тем не менее, кризис аутентичности все же является разновидностью личностного кризиса, так как сопровождается характерными для него «симптомами» и приводит к тем же последствиям. Следовательно, кризис ау-тентичности также является переломным периодом жизненного пути личности. В этом контексте возможно рассматривать представленность в осознании и/или переживании кризиса аутентичности, конструируемого субъектом в его восприятии, значимых жизненных событий и ситуаций взаимодействия с Другими, также конструируемых субъектом. Возможно изучать кризис аутентичности как конструируемое субъектом в его сознании восприятие рассогласования жизненного пути и личностного бытия с ценностно-смысловой систе-мой и «Я-концепцией» субъекта, обусловленное значимыми событиями и ситуациями взаимодействия с Другими и включающее их в свою структуру и содержание. Также возможно рассматривать кризис аутен-тичности в целом как значимую для субъекта ситуацию его взаимодействия с Другими.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Морозова А. В. ОБРАЗ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ПЕРИОД КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
УДК 159.И. П. ШКУРАТОВА СОБЫТИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.И. П. ШКУРАТОВА СОБЫТИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ «КОНДЕНСИРУЕТ» ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ ЛИЧНОСТИ.
Соловьева А.В. КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
СОЛОВЬЕВА А.В. КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
ЖИЗНЕННОМУ ПУТИ ЛИЧНОСТИ СВОЙСТВЕННЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ
ВЛИЯНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА НА ЖИЗНЕННУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ЛИЧНОСТИ
СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
К.В.КАРПИНСКИИ. ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ, 2002
ГЛАВА 3. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
СТРУКТУРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И ЗАНЯТОСТЬ ЛИЧНОСТИ.
СТРУКТУРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И ЗАНЯТОСТЬ ЛИЧНОСТИ.
СМЫСАОЖИЗНЕННЫЙ КРИЗИС И ОПТИМИСТИЧНОСТЬ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТОМ СОБСТВЕННОГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
Добавить комментарий