Крылова М.А. КРЕАТИВНОСТЬ И АДАПТАЦИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема взаимосвязи креативности и социально-психологической адаптации является одной из тех проблем, относительно которых не существует единого мнения. Обзор литературы показал, что понятие креативности можно рассматривать в двух направлениях: креативность как особенность мышления и креативность в контексте проживания человеком своей жизни, поиска путей развития – то есть творческое отношение к жизни. Таким образом, проблема креативности затрагивает как аспекты мышления, так и личности: это способность к конструктивному нестандартному мышлению и поведению (Хрящева Н.Ю., 1998).

Эти два вида креативности связаны с различными личностными особенностями. Людям, для которых свойственно проявление креативности как психического процесса, часто присущи тревожность, неадаптивность, эмоциональная неустойчивость – то есть черты неадаптированной личности, что может быть обусловлено реакцией на них со стороны окружающих. Люди, творчески относящиеся к жизни, наоборот, уверены в себе, для них характерна позитивная самооценка.

В нашем исследовании, посвященном проблеме взаимосвязи креативности и стратегий совладания (Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2004»), было подтверждено, что креативность как творческое отношение к жизни соотносится с характеристиками зрелой личности, эмоционально устойчивой, ответственной, не использующей защитные механизмы или прибегающей к наиболее зрелым защитным механизмам. Можно сказать, что такая личность является более адаптированной. Креативность как психический процесс чаще связана с характеристиками, отражающими избегание проблем или отдельными механизмами психологической защиты, что в какой-то мере может свидетельствовать в пользу гипотезы о невротичности креативной личности, о ее дезадаптированности.

Проблема адаптации креативной личности особенно важна в период подросткового возраста, являющегося переходным периодом от детства к взрослости. Подросток отвоевывает себе право на собственную позицию, независимость, проявляет большое внимание к мнению окружающих по поводу своей личности. Особенно значимым становится положение в группе сверстников, тесно связанное с самооценкой.

То, как подростка воспринимают сверстники, влияет на его самооценку и в конечном счете на социально-психологическую адаптацию. Будучи отвергаемыми группой, а зачастую и учителями, такие подростки испытывают значительные трудности. Именно креативные дети, ярко выделяющиеся из группы, нестандартно мыслящие и непохожие на остальных, часто могут оказываться в положении изгоев.

Проблема адаптированности креативной личности во многом связана также со школьной успеваемостью. Среди творчески продуктивных людей мало отличников, личность идеального ученика скорее противоположна творческой личности, что связано с высокой регламентированностью учебной среды. Так, в исследовании Воллаха и Когана (Дружинин В.Н., 1999) было показано, что плохо адаптированными являются дети, для которых свойственны низкий интеллект и высокая креативность или же высокий интеллект и низкая креативность.

Первые находятся в ситуации конфликта между их собственным мировоззрением и школьными требованиями, неуверенны в себе, боятся оценок, у них заниженная самооценка. Вторые ориентированы на большие достижения в учебе, конформны, боятся оценок со стороны, изолированы и тяжело переживают неудачи. Взаимосвязь креативности с успешностью обучения также была показана в нашем исследовании. Выявлены связи креативности как психического процесса с успешностью по предметам гуманитарного направления (история и русский язык), а также креативности как творческого отношения к жизни с химией.

Взаимосвязь креативности и социально-психологической адаптации, как нам кажется, может проявляться в значительной степени по-разному в различных условиях обучения, что можно было бы рассмотреть на примере общеобразовательной и художественной школ. Если в первом варианте такие дети вполне могут рассматриваться как оригиналы, то во втором – как успешные и творческие.

Учитывая все вышесказанное, представляется интересным рассмотреть особенности проявления различных видов креативности, соотношение креативности и социально-психологической адаптации в зависимости от пола и типа школы, а также их взаимосвязь с учебной успешностью.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Крылова Мария Андревна ТИПЫ КРЕАТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА
Сусликова О.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬВ АДАПТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ-МИГРАНТОВ
Крылова М.А. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВВ ШКОЛАХ С РАЗНЫМ ПРОФИЛЕМ ОБУЧЕНИЯ
Болтик Г. В. ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ
Артюхова Т.Ю., Дианова Н. О. ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА
И.И. Вартанова РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Петлицкая Инна Анатольевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИИ ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Хрящева Н.Ю. КРЕАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ В ИЗМЕНЧИВОМ МИРЕ
БУЛКА Н.И. ВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ:АДАПТАЦИЯ ТЕСТА П.ТОРРЕНССА
Банюхова А.Е. КРЕАТИВНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗОЛЯЦИЯ ИЛИ СПОСОБЫ АДАПТАЦИИ?
ДОЦЕНКО Е.В. САМООТНОШЕНИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ САМООЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Резванова Инна Юрьевна ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Маркова В.Ю. Социально-психологическая адаптация мигрантов старшего подросткового возраста
Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М.. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития, 1998
Добавить комментарий