Крылова Мария Андревна ТИПЫ КРЕАТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА


Исследования проблем креативности и социально-психологической адаптации сейчас очень актуальны. В наше время от человека постоянно требуется адаптироваться к новым ситуациям, быть гибким и творческим. И это особенно важно для молодых людей, только вступающих на самостоятельный жизненный путь. Именно в подростковом возрасте остро стоит проблема внутри- и межличностной адаптированности, возникают сложности в отношениях с родителями, педагогами, сверстниками, и именно в этом возрасте наступает вторая фаза развития творческих способностей. А творческие дети часто оказываются в положении изгоев.
Обзор литературы показывает, что креативность включает в себя ряд аспектов, или типов креативности (когнитивная - вербальная и невербальная, а также личностная). Мы предположили, что различные типы креативности в подростковом и юношеском возрасте могут быть связаны с различными параметрами адаптации. Для выявления особенностей этой взаимосвязи в группах с преобладанием разных типов креативности нами было проведено исследование, в котором приняли участие 170 учащихся 8 - 10 классов общеобразовательных школ г. Санкт- Петербурга (99 девушек и 71 юноша).
Креативность оценивалась по трем вербальным и трем невербальным показателям (беглость, гибкость, оригинальность) и пяти личностным (любознательность, воображение, склонность к риску, сложность и направленность на творчество). В качестве параметров социально- психологической адаптации были взяты субъективные (личностные свойства - тревожность, напряженность, сила «я», смелость, аутосимпа- тия, контактность, особенности стилей общения, самооценки и уровня притязаний - в том числе, по отношениям с окружающими, а также разница между ними) и объективные параметры (социометрический статус, данные о средней школьной успеваемости).
В результате кластерного анализа нами были выделены некреативная и три креативных группы: с преобладанием личностной, вербальной или
невербальной креативности. Сравнение групп с преобладанием одного вида креативности с некреативной группой показало, что во всех группах при высоком уровне выраженности любого типа креативности связи с ней пропадают или становятся отрицательными.
Направленность на творчество оказалась положительно взаимосвязана с адаптивными личностными характеристиками (нетревожностью, эмоциональной устойчивостью, самопринятием, открытостью), тогда как показатели когнитивной креативности - отрицательно. Во всех группах выявились положительные связи вербальной и отрицательные связи невербальной креативности с успеваемостью. Вероятно, это связано с тем, что школьное обучение в большей степени ориентировано на развитие вербальных способностей, тогда как невербальной креативности внимание уделяется в основном в младших классах.
В вербально креативной группе креативность практически не связана со стилями общения и успеваемостью, но тесно связана с показателями социометрического статуса. Вербально креативных подростков реже выбирают для проведения досуга и решения учебных задач, кроме того, они более открыты и в меньшей степени принимают себя. Возможно, будучи более общительными и в, то же время, не принимающими себя, они ищут поддержки у окружающих и воспринимаются ими как излишне навязчивые. Вербальная креативность также связана с более низкой самооценкой и уровнем притязаний и с большей неудовлетворенностью собой, а также отношениями с родителями и друзьями.
В невербально креативной группе структура взаимосвязей с личностными свойствами и успеваемостью более интегрирована. Связей с социометрическим статусом мало, и невербальная креативность в них не включена. Что же касается личностных особенностей невербально креативных подростков, то они более тревожны, менее открыты, менее эмоционально устойчивы, более робки и испытывают неудовлетворенность отношениях с родителями.
В личностно креативной группе креативность практически не связана со стилями общения и социометрическим статусом. Отдельные показатели связаны с неадаптивными личностными характеристиками (неконтактностью, тревожностью). Личностно креативные подростки более высоко оценивают себя, стремятся многого достичь, но при этом и более не удовлетворены собой.
Таковы предварительные итоги исследования. Следует отметить, что полученные данные требуют дальнейшего тщательного анализа.
<< | >>
Источник: САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА (2007 год). 2007

Еще по теме Крылова Мария Андревна ТИПЫ КРЕАТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА:

  1. Крылова М.А. КРЕАТИВНОСТЬ И АДАПТАЦИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  2. Хрулева М.Ю. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
  3. Бессонова Мария Павловна ФАКТОРЫ КРЕАТИВНОСТИ ПРИ ГРУППОВОЙ РАЗРАБОТКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
  4. Банюхова А.Е. КРЕАТИВНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗОЛЯЦИЯ ИЛИ СПОСОБЫ АДАПТАЦИИ?
  5. 1.5. Типы и формы психологической адаптации.
  6. Бублик Мария Михайловна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
  7. Дербенева Мария Юрьевна ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
  8. Крылова М.А. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВВ ШКОЛАХ С РАЗНЫМ ПРОФИЛЕМ ОБУЧЕНИЯ
  9. Кузьмина Н.Е. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
  10. Дербенева Мария Юрьевна СООТНОШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
  11. Туманская Мария Петровна ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
  12. 6.3. Стадии и типы транскоммуникативной динамики в группах социально-психологического тренинга
  13. Хацевич Екатерина Витальевна АКТИВИЗАЦИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО- ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА)
  14. Самохина Мария Анатольевна ТИПЫ ДИНАМИКИ ПАРАМЕТРОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ СООБЩЕНИИ ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ
  15. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ