Культурно-исторический подход в психологии

Автором новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологической мысли, был Л. С. Выготский (1896—1934).

Это была теория высших психических функций — прижизненно формирующихся психических процессов, социальных по своему происхождению. Л. С. Выготский предположил существование двух линий развития психики: натуральной и культурно-опосредованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

Примерами «низших», или естественных, психических функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок еще не может управлять ими: он обращает внимание на то, что ярко, неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Постепенно, в процессе воспитания ребенка, из низших психических функций вырастают высшие психические функции; например, произвольная память и произвольное внимание. Этот процесс происходит через овладение ребенком особыми орудиями психики

— знаками и носит культурный характер.

Для Выготского, знак (слово) — это то «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Под высшими психическими функциями Выгодский понимал речь, правила, нормы, образцы поведения, т. е. те способы, с помощью которых человек себя строит. Итак, развитие ребенка — это присвоение и усвоение этих средств, так как

своих у него еще нет. Затем «внешняя» речь путем «вращивания», или интериоризации (от лат. interior — внутренний), переходит во «внутреннюю» речь и все нормы, правила, знаки становятся неотъемлемой частью психики человека. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными.

Таким образом, высшие психические функции изначально существуют как форма взаимодействия между людьми, а затем — как внутренний интрапсихологический процесс.

1 Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. М.: Юрайт, 2004. С. 70—72.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ТЕМА 18 . СРЕДОВОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ПЕРЕЖИВАНИЕ: МЕЖДУ КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ И ФЕНОМЕНОЛОГИЕЙ
Гусева В.А. Идентичность: теория Э.Эриксона и культурно-историческая психология
4.1. Культурно-исторические условия возникновения бихевиоризма, формирование психотехнического схематизма "стимул - реакция" и бихевиоральная психология
5. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения
2.5. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения
ГЛАВА II. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ О ТРУДЕ
ТЕМА 2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ О ТРУДЕ
ГЛАВА III КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ
4.2. Культурно-историческая концепция развития психики чело-века
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
С.А. Сергунова ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ИСТИННОГО ЛИДЕРА
2.1. Представления о труде и конкретная культурно-историческая эпоха: связь и взаимовлияние
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛА СТАРООБРЯДЦЕВ КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА СРЕДНЕГО УРАЛА)
Добавить комментарий