Кустова Н.О. Ляликов ВОЗМОЖНА ЛИ «ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА»?

Под общим названием «психология» успешно сосуществуют три явления: (А) «психология–ремесло», т.е. сумма приемов, обоснованных эмпирически, с непонятными границами их применимости; (Б) психологическая «мифология» или построения, «объясняющие все», исходя из примитивных метафор. Психологические «мифы» («вербальный иллюзионизм» по А.С.Кармину) декорированы атрибутами науки. Цитаты, квазиматематика (формулы с латинскими буквами), «статистические выводы» в алхимическом духе – средства мимикрии под «пристойную науку». Психология (В) приближается по организации к иным разделам позитивной науки. Признаки этого: а) формирование теоретических структур по типу орграфа класса «сеть» с «узлами» из эмпирических фактов и теоретических положений, связанных линиями («ребрами») логического долженствования; б) появление вопросов о границах собственных теорий.

Утверждения истинны в ограниченной сфере, ее границы отмечены парадоксами. Напротив, теоретические структуры, описываемые графами «дерево» и «лес», показывают, что авторы действуют на мифологическом уровне: психоаналитики с равным успехом «объясняют» природу клинических расстройств, причины исторических катаклизмов, механизмы трансформаций в социумах. Построения этого типа размножаются и в «психологии творчества»: учебные программы, тренинги руководства, где со «зверской серьезностью» реализована идея, что можно научить творить по готовым рецептам! Эпигоны Г.С.Альтшуллера (ТРИЗа и АРИЗа) преподавали в трех сотнях (!) «университетов технического творчества» без значимого воздействия на количество изобретений в СССР. Они же «обучают» творчеству в детских садах! «Человек, хорошо владеющий методикой ТРИЗ, может решить сложную техническую проблему, даже если он не является специалистом в данной области техники» (Б.А.Кулик). Автору не видна разница между решением учебной задачи и решением технической проблемы. 1.«Творчество» по определению не поддается алгоритмизации – так решаются тривиальными способами тривиальные задачи.

2. Мышление не всегда есть сознательное логичное оперирование по заданным схемам. 3. Научно-техническое творчество в качестве ключевого элемента содержит усмотрение задачи. 4. Рациональное оформление технической идеи – эпифеномен творческого акта, делающий продукт творчества общим достоянием.

Сознание сформировано как рефлексивная структура для имитации или репродукции общего опыта (В.А.Лефевр). Процессы, принадлежащие исключительно сознанию, называть «творческими» можно лишь условно. Позитивная наука уже в состоянии содержательно описывать ограничения, налагаемые на процесс творчества. Рационалистический анализ разного рода ограничений, препятствующих появлению нетривиальных решений способен послужить разработке приемов для их преодоления.

Суждения Г.С.Альтшуллера о существовании «инерции мышления» подразумевают, что для человека тривиальные рассуждения более естественны, чем творческие акты. Творчество рассматривается как артефакт. Встает естественный вопрос о природе «первотолчка», порождающего этот (социогенный? боговдохновенный?) артефакт.

В суждениях об эволюции процессов мышления и творчества использовались эмпирические данные, накопленные при изучении реликтовых протоцивилизаций, называемых и «отсталыми». Предполагалось, что процессы мышления в них соответствуют ранним этапам эволюции. Скорее же в этих случаях исследователи имели дело уже с завершением эволюции в обществах, где основными ценностями стали стабильность и неизменность. Исследования протоцивилизаций Севера Евразии, где оленеводы (при отсутствии развитых систем счета) должны опознавать «в лицо» несколько сотен оленей, и с одного взгляда определять их наличие или отсутствие, обнаруживают, что ограничителем социального и технологического развития выступает информационная перегрузка оперативной памяти. В современных цивилизациях информационная перегрузка школьников и студентов – фактор торможения технологической эволюции.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Г л а в а ПСИХОЛОГИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ
ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА + ПОЗИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ MET ЭФФЕКТ И В ШКОЛЕ
ТВОРЧЕСТВО И ТРАДИЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Кравченко О. В., Кустова ТОПОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ В СКРИНИНГЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ
3.1. Теоретические представления о позитивных феноменахв зарубежной психологии
Позитивное воздействие и позитивное действие
Стасев А.А. Социокультурный подход к проблеме развития психологии творчества
§ 33. Вопросы психологии труда в творчестве К. Д. Ушинского.
ВОЗМОЖНОСТИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ВРАЧА И ПСИХОЛОГА В ПРАКТИКЕ «АСТМА-ШКОЛЫ»
12.4. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога-практика
Е. А. Карпова, Т. И. Дрынкина АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА
4. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога-практика
Добавить комментарий