Кутянова И.П. Изменение структуры ценностей в процессе ресоциализации наркозависимых

У наркозависимых лиц наблюдается деформация социальных отношений и установок, которая, несомненно, должна отражаться на структуре ценностных ориентаций. Наркозависимым лицам, решившим прекратить употребление психоактивных веществ, необходимо полностью переструктурировать имеющуюся систему ценностей, принять нормы, правила поведения в здоровой среде взамен прежних.

Н.В.Андреенкова (1970) выделяет следующие стадии социализации: 1) первичная социализация, или социализация ребенка; 2) маргинальная социализация подростка; 3) устойчивая, т.е. концептуальная социализация взрослых. Возникновение наркозависимости является следствием деформации нормального процесса социализации первых двух стадий (в данном случае играют роль как средовые, так и личностные факторы). Человек, выходящий в ремиссию, таким образом, имеет значительные проблемы в связи с необходимостью коррекции социализации первых двух стадий, которая должна проходить одновременно с социализацией взрослости. При этом первые две стадии предполагают влияние обучающих мезосред и микросреды родительской семьи. Третья стадия предполагает создание собственной семьи и установление производственных отношений в макросреде.

Таким образом, для успешной ресоциализации наркозависимым, выходящим в ремиссию, необходимо проделать работу, результатом которой является изменение ценностей, отношения к себе и обществу.

В проведенном исследовании ценностных ориентаций применялся опросник ценностей Шварца и Билски. Обследованы три группы людей: наркозависимые, наркозависимые в состоянии устойчивой ремиссии (не менее двух лет) и здоровые лица, никогда не употреблявшие наркотики, всего 54 человека.

Результаты исследования подтвердили наличие существенных изменений в структуре ценностей у лиц, прекративших употребление наркотиков, сравнительно с наркозависимыми людьми. При этом сама структура ценностей лиц в ремиссии значительно отличается также и от контрольной группы. Наиболее значимыми ценностями лиц в ремиссии стали духовные ценности (духовной жизни, гармонии с собой), ценности сохранения традиций и культуры (благочестие, уважение старших, защита семьи), в то же время для наркозависимых ценности, перечисленные выше (кроме ценности «гармонии с собой»), оказались малозначимы или незначимы. Для наркозависимых людей на первый план вышли ценности отношений (дружбы, зрелой любви), свободы (независимость, самостоятельность в выборе) и ценность «гармонии с собой».

Результаты исследования показали, что у всех наркозависимых в той или иной степени отражены как значимые ценности гедонизма, то есть ценности получения удовольствия.

Важным отличием мировоззрения наркозависимых и лиц в ремиссии является отсутствие словесных «якорей», отражающих связь между ценностью и реальным путем ее достижения. Так, наркозависимые высоко оценивают ценность «зрелая любовь», в то время как ценность «защита семьи» не входит в список приоритетных. У лиц в ремиссии ценность «защита семьи» оказалась важнее ценности «зрелая любовь».

Другим примером может служить отношение наркозависимых и лиц в ремиссии к духовным ценностям. Если для наркозависимых на первом месте стоит ценность «гармония с собой», то для лиц в ремиссии важнее такая ценность, как «благочестие». Таким образом, для наркозависимых важнее оказывается достижение некоего внутреннего состояния («гармония с собой» и «зрелая любовь»), а у лиц в ремиссии преобладают ценности, имеющие словесную привязку к конкретным путям достижения тех или иных состояний («защита семьи» и «благочестие»).

Для наркозависимых также представляет собой ценность «свобода». При этом словесное определение дается так же, как состояние. Уточняющее интервью с наркозависимыми показало, что для них важна независимость от родителей, а также от социального окружения. Фактически это означает возможность свободно передвигаться, свободно мыслить, делать то, «что хочется». Ни один из опрошенных не охарактеризовал свободу как ценность в контексте свободы от собственной зависимости. В группе лиц в ремиссии эта ценность не представляет значимости, но является достаточно ценной в группе здоровых лиц.

Все вышесказанное может быть основой для когнитивной терапии с наркозависимыми для уточнения их словесных определений путей достижения состояний внутренней гармонии и зрелой любви. Также терапия может быть направлена и на уточнение понимания ценности «свобода». Учитывая наличие ценностей традиции и духовных ценностей у лиц в ремиссии, можно судить о направлениях социальной реабилитации наркозависимых, которая должна быть направлена на традиционные культурные ценности, предлагающие социально приемлемые пути достижения ценностей «гармония с собой» и «зрелая любовь».

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Кутянова И.П. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НАРКОЗАВИСИМЫХ
ТАНГИШЕВА Т.К. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА (ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ)
Динамика ценностей отражает изменения смысла жизни
Структура нравственных ценностей
ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ
ЧЕСКИДОВ А.Г., ШЛЯПНИКОВА И.А. ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА НА ОЦЕНКУ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ
ИЗМЕНЕНИЕ БАЛАНСА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ.
ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК-ИГРОВИКОВ
ИЗМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНОСТИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Ткачишина О.Р. ИЗМЕНЕНИЕ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
9.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения
Зайнуллина М.А. ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ
Подоровский А.Н. Трансформации процесса социализации и изменение роли совести В XX веке
Добавить комментарий