Латынова Т.Ю. Влияние массовой коммуникации на агрессивное поведение детей и подростков

BRR>
Возрастание роли СМИ в современном мире ставит проблему влияния массовой коммуникации на духовное и интеллектуальное развитие детей и подростков. Массовая коммуникация стала значимым фактором развития детей. Ее действие начинается с первых лет жизни ребенка. Она «внедрена» в обыденную жизнь ребенка и занимает ощутимое место в его жизни. Указанные особенности порождают различные, порой неожиданные и негативные эффекты и проблемы. Одной из наиболее активно исследуемых проблем служит влияние массовой коммуникации на агрессивное поведение детей и подростков.

Агрессивное поведение – сложный феномен. Многочисленные факторы обусловливают и подкрепляют это поведение. Одним из таких факторов, значимость которого особенно возросла в последние десятилетия, является показ насилия в средствах массовой информации. Не будет преувеличением сказать, что насилие в СМИ встречается крайне часто. В США за период с 1957 по 1985 год количество показанных по телевидению сцен насилия возросло в 4 раза. В России в начале 90-х годов прослеживается та же тенденция. Многие видео и компьютерные игры, так популярные сейчас, имеют ярко выраженное агрессивное содержание. Столь значительная представленность насилия ставит задачу изучения его воздействия на реальное агрессивное поведение.

Нами было проведено исследование влияния массовой коммуникации (телевидение и видеоигры) на агрессивность российских детей.

Теленасилие и агрессия

В исследовании участвовало 150 школьников 4–6-х классов (возраст от 9 до 11 лет), у которых определялся уровень агрессивности и интерес к телепередачам с агрессивным содержанием.

Агрессивность поведения детей оценивалась при помощи суждений одноклассников. Дети в классе должны были назвать одноклассников, которые обижают других, говоря плохие слова, лгут, толкаются и дерутся. Оценкой агрессивности школьника было среднее из оценок в его адрес других учеников класса.

Из списка перечисленных фильмов, мультфильмов, популярных телепередач (20 наименований) дети должны были отметить те, которые смотрели за прошедшие 4 недели. Каждая из программ получила соответствующий балл (от 1 до 3), сообразно агрессивности ее содержания. Фиксируя насилие и агрессивность в программах, мы основывались на следующем определении агрессивного акта: открытое проявление физической силы без или с применением оружия, направленное против себя или другого, вынужденное действие против чьей–либо воли из страха быть раненым или убитым или действительное убийство или ранение.

Примеры программ с разной степенью агрессивности:

* низкоагрессивные: Поле чудес, Кенди-Кенди, Карин и ее собака;

* среднеагрессивные: Алладин, Вавилон–5, Чародей, Чокнутый;

* сильноагрессивные: Дух мщения, Человек–паук, Том и Джерри.

Измерение погруженности ребенка в мир телевизионного насилия проводилось посредством подсчета среднего значения агрессивности просмотренных им за последние 4 недели программ. В таком случае балл 0 свидельствует о том, что ребенок смотрел передачи, вообще не содержащие агрессии. Балл 2 отражает интерес только к передачам с максимальной насыщенностью насилием. В данном исследовании было обнаружено, что агрессивность просмотренных передач существенно различается для мальчиков и девочек (среднее для мальчиков – 1,03, а для девочек – 0,77. Мальчики предпочитали смотреть более агрессивные фильмы и мультфильмы, чем девочки. Половые различия были обнаружены и в отношении агрессивного поведения. Мальчики оказались гораздо агрессивнее девочек.

Коэффициент корреляции между предпочтением агрессивных телепрограмм и агрессивным поведением у мальчиков был практически равен нулю. Подобное значение для девочек оказалось чуть выше (r=0,11), но тоже незначимо. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что прямой взаимосвязи между просмотром агрессии по телевидению и реальной агрессией у российских детей не обнаруживается.

Подобный вывод отличается от данных большинства исследований по данной проблеме [2, 3]. В качестве возможного объяснения подобного расхождения результатов можно привести кросс-культурные различия. Основная часть исследований проводилась в развитых странах Запада и в США. Однако американская и российская культуры имеют достаточно много существенных различий, связанных как с особенностями детской социализации, так и с ролью и содержанием массовой коммуникации. В пользу такого объяснения говорят и данные исследований, проведенных на неамериканских выборках (Австралия, Израиль). Кросс-культурные различия в этих странах себя активно обнаруживают: зависимость между просмотром агрессии и агрессивным поведением прослеживается гораздо слабее. Это отмечается для обоих полов.

Видеоигры и агрессивность

Последние два десятилетия ознаменовались широким распространением новых средств массовой коммуникации. Речь идет о спутниковом и кабельном телевидении, видео, компьютерах. Воздействие новых информационных технологий в связи с их отличием от «старых» средств информации (радио, печать, телевидение) может быть иным по характеру и механизму. Одной из основных особенностей новых технологий является активная интерактивность взаимодействия с источником информации. Интерактивность взаимодействия, как показали многочисленные психологические исследования, существенно облегчает овладение новыми навыками. В этой связи значимой проблемой становится влияние компьютерных игр на психику детей и подростков.

Некоторые критики заявляют, что видеоигры воспевают насилие и провоцируют антисоциальное поведение. В результате чего, по их мнению, тот, кто сильно увлечен видеоиграми, будет и в реальной жизни действовать агрессивно. Опасения такого рода не так уж и беспочвенны, поскольку есть данные о значимой позитивной корреляции агрессивного поведения и интереса к видеоиграм.

Автор постарался выяснить, к каким психологическим последствиям приводит увлечение компьютерными играми. Исследование проводилось среди учащихся 10–11-х классов московских школ (всего 200 участников: 94 мальчика, 106 девочек). Каждого участника просили оценить общее количество времени в неделю, которое он или она проводят за видеоиграми по шкале от «нисколько» до «больше, чем семь часов в неделю». Кроме того, задавался вопрос о том, в какие видео и компьютерные игры подросток чаще всего играет.

Были использованы два показателя агрессивности. Первый, связанный с проявлением физической агрессивности, включал шесть вопросов, касающихся поведения в отношении других людей. На выбор были даны три возможных ответа: «во многом похоже на меня» (3 балла), «немного похоже на меня» (2 балла), и «не похоже на меня» (1 балл). Ответы на данные шесть вопросов суммировались, образуя шкалу от 6 (низкое проявление открытой физической агрессивности) до 18 (высокое проявление открытой физической агрессивности).

Второй показатель – индекс агрессивной поведенческой делинквентности – оценивал, как часто респондент вовлекался в три типа ситуаций, связанных с насилием: дерется вне школы, участвует в групповых драках, дерется в школе. Разброс оценок здесь был от 3 до 15 баллов.

Собранные данные подтвердили, что видео и компьютерные игры достаточно широко распространены среди подростков Москвы: 62 % опрошенных сообщили, что играют в видеоигры по крайней мере один час в неделю. Мальчики и девочки в среднем тратят на видеоигры разное время (2,8 и 1,6 часа в неделю соответственно).

Большинство наиболее популярных среди наших респондентов видеоигр были те, в которых игроку приходиться выполнять те или иные агрессивные действия: Doom, Mortal Combat, Super Wing Commander, Street Fighter, Dune. Только две из десяти наиболее популярных видеоигр были играми, в которых не применяется насилие: Tetris, NBA.

Для измерения поведенческой агрессивности использовались два показателя: уровень открытой физической агрессии и индекс агрессивной поведенческой делинквентности. Обнаружены половые различия в степени выраженности агрессивности. Индекс агрессивной поведенческой делинквентности для мальчиков (в среднем 7,0) значимо выше (p < 0,0001), чем у девочек (в среднем 4,6). Уровень открытой физической агрессии был значимо связан с индексом агрессивной поведенческой делинквентности (r = 0,31, p < 0,0001).

Поскольку характер распределения значений ряда переменных (агрессивная поведенческая делинквентность и время, затрачиваемое на видеоигры) был весьма далек от нормального, мы использовали непараметрические методы статистики: Spearman-корреляции.

Показатель открытой физической агрессии оказался не связанным со средним временем (в неделю), затрачиваемым на игру в компьютерные и видеоигры. Подобный результат находится в противоречии с данными , который обнаружил, что открытая физическая агрессия значимо позитивно связана с временем, затрачиваемым на видеоигры. Показатель агрессивной поведенческой делинкевнтности позитивно коррелирует со временем, затрачиваемым на видеоигры. Этот факт, кажется, свидетельствует о том, что агрессивные подростки тратят больше времени на видеоигры. Величина корреляции между агрессивной поведенческой делинквентностью и интересом к видеоиграм приблизительно такой же величины, как и у Dominick.

Несмотря на то, что большинство видеоигр, которыми интересуются подростки, это игры с весьма агрессивным содержанием, в данном исследовании было получено весьма небольшое количество значимых позитивных корреляций между интересом к видеоиграм и показателями агрессивности. Из 6 корреляций только одна значимая: между агрессивной поведенческой делинквентностью и временем, затрачиваемым на видеоигры. Эти результаты свидетельствуют о том, что видеоигры не являются той ужасной опасностью, которой их изображают многие критики, но и вместе с тем не лишены некоторых негативных последствий.

Таким образом, в данном исследовании не подтвердился тезис о значительном влиянии агрессии в видео и компьютерных играх на реальную агрессию. По-видимому, это связано с тем, что значительное количество подростков (38 %) вообще не играют в видеоигры, а те, кто играют, тратят на это занятие довольно мало времени (около двух часов в неделю). Более одного часа в день играют только 10 % опрошенных.

Вероятно, значимым является и характер изображения агрессии в видеоиграх. Видеоагрессия, как правило, достаточно абстрактна и демонстрируется на фоне космических и неземных пейзажей с участием космических кораблей и фантастических существ. Относительно редко наблюдается насилие одного человека по отношению к другому.

В связи с повышением частоты насилия и агрессии в России массовая коммуникация, с присущим ей акцентом на межличностное насилие, может быть той моделью, которая внедряет в психику подростков агрессивные привычки. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что массовая коммуникация может в определенной степени провоцировать агрессивное поведение.

Работа выполнена при поддержке Research Support Scheme of the Open Society Institute/Higher Education Support Programme, грант N 462/1996.

ЛИТЕРАТУРА

Dominick J.C. Videogames and aggression in teenagers // J. of Communication. 1984. 34. р. 2.

Huesmann L.R. Psychological processes promoting the relation between exposure to media violence and aggressive behavior by the viewer // J. of Social Issues. 1986. 42. р. 125 – 139.

Singer J.L., Singer D.G., Rapacynski W.S. Family patterns and television viewing as predictors of children’s beliefs and aggression. Journal of Communication. 1984. 34. р. 73 – 89.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Миронов В.В. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
влияния средств массовой коммуникации на политические установки
Подогова А.Е. Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков
ПОДОГОВА А.Е. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНО-СТИ ПОДРОСТКОВ
К.М. Пилипенко, Е.Н. Коскина ВЛИЯНИЕ АГРЕССИВНОСТИ НА СТАНОВЛЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Плавская М.М., Даукша В.С. ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
ВАСИЛЬЧЕНКО Н.А. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Николаева Е.И., Загайнова М.Н. Агрессивное поведение подростков с нормативным и ненормативным развитием
Никольская Н.Л. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
ДЕМОНСТРАЦИЯ МОДЕЛЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ВЛИЯНИЕ НАБЛЮДАЕМОЙ СО СТОРОНЫ АГРЕССИИ
Спичак С.В. Особенности развития самосознания подростка, влияющие на возникновение агрессивного поведения
САВИНА В.С. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
УСТОЙЧИВОСТЬ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: МОЖНО ЛИ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЙ ОБ АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСТВЕ ДЕЛАТЬ ПРОГНОЗ ОБ УРОВНЕ АГРЕССИВНОСТИ В ЗРЕЛЫЕ ГОДЫ?
А.А. СУЗДАЛЕВА Н.ТАГИЛ, НТГСПА ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК ФАКТОР АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАН ОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ МАТЕРЯМИ-ПЕДАГОГАМИ
Добавить комментарий