Лепилин А.В. ФОРМИРОВАНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА: РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР

Проблема формирования ментальности является центральной в изучении психологии советского человека как особого исторического типа. Однако до сих пор не выделялся религиозный фактор этого процесса. В тоже время недавно рассекреченные документы позволяют с уверенностью говорить о значительной роли именно этого фактора. Попытаемся проследить религиозные истоки социалистической ментальности.

Документы Российского архива социально-политической истории (РГАСПИ) показывают нам «кухню», в которой разрабатывались этические концепции гражданина социалистического государства (РГАСПИ. Ф.17. Оп.125. Д.184. Л.88-113). Итак, 1943 год, август. Пер-вые крупные победы – освобождение городов Орёл и Белгород – первый с начала войны салют в Москве 5 августа. Через 10 дней Начальник Главного управления учебными заведениями комитета по делам архитектуры при Совете Народных Комиссаров СССР Чалдымов пишет в адрес И.В.Сталина письмо о необходимости «коренного пересмотра форм проведения наших праздников и траурных событий в общественной и личной жизни», где указывает на целесообразность «использовать некоторые формы культов прошлых времен, насытив их новым содержанием, и тем самым восполнить пробел в формах выражения душевных переживаний» и конкретизирует свои предложения.

Во-первых, он предлагает разработать «Этику советского человека (отношение к труду и общественной собственности, патриотизм, основы семьи и быта, честь и достоинство гражданина и др.)».

Во-вторых, автор рекомендует учредить «новый по существу и по форме культ священной Родины (название может быть и иное) со своими обрядами для проведения народных празднеств, революционных торжеств, событий личной и общественной жизни граждан». Содержание культа виделось Чалдымову «социалистическим, общим для всех народов Советского Союза».

В-третьих, предлагалось «учредить как общественное сооружение духовной жизни народа Храм Священной Родины, где в торжественной обстановке происходят службы, посвященные тем или иным общественным и личным событиям…»

Кроме того, интересно такое предложение автора, как активизация использования колокольного звона «хотя бы в дополнение к пушечным залпам и фейерверкам салютов в честь побед», который должен стать «выразительным средством культа Священной Родины».

Очевидно, Сталин не прореагировал на это письмо либо его не проинформировали о нём, в результате чего 1 сентября Чалдымов пишет Г.М. Маленкову, призывая его прислушаться к предложенному проекту. Очевидно, это письмо подвигло Маленкова на обсуждение данного вопроса со Сталиным, в результате чего была осознана насущность и необходимость изменений в текущей ситуации. Сталин 4 сентября 1943 года утром справляется о ситуации в Русской православной церкви, а вечером у себя на даче собирает трех иерархов РПЦ, Карпова и Председателя Совнаркома Молотова. Обсудив с иерархами церковные проблемы, Сталин предлагает помощь в решении наиболее насущных проблем, таких как, созыв Собора для выбора Патриарха (Собор состоялся уже 8 сентября), освобождении многих священников, попавших в лагеря и т.п. Видимо вместо поисков замены РПЦ Сталин решает опереться на «оригинал», тем более что участие Церкви в Победе было весьма значительным.

В тоже время идея формирования новой ментальности советского человека не забывается – её разработка поручается всё тому же Чал-дымову, который, в частности, предлагает выдержанный в духе собственной теории проект порядка проведения торжества, посвященного 26-й годовщине Великой Октябрьской Революции со сценами типа исполнения хором с оркестром «Великому Сталину – Многое лето» и т.п. Однако должного впечатления это торжество не произвело. Таким образом у Чалдымова не получилось противопоставить религии «более сильные формы культа обрядов Священной Родины с использованием всех современных средств техники и искусства, исходя из народных традиций». В результате религию не просто оставили в покое, но Государство начало оказывать поддержку деятельности РПЦ.

Вместе с тем на основе предложений Чалдымова был разработан этический кодекс Строителя Коммунизма и формы социалистических ритуалов, что в совокупности легло в основу ментальности советского человека. Таким образом, этика советского человека разрабатывалась как форма культа, и ментальность советского человека в основе своей можно признать религиозной.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ
РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОГО ФАКТОРА В ФОРМИРОВАНИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Михайлова Надежда Анатольевна ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОХНАНИЯ
МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ
«ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ЭКСПЕРИ-МЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ»
Индустриальная психотехника в Советской России 20 —30-х гг. XX в.
§ 3. РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПСИХИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» КАК ФАКТОРА БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НА ТРЕНИНГЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИЛЬТЕЕВСКОГО ПРО-ЕКТА ОПИСАТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛО-ГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
3. Приверженность к организации и факторы ее формирования
4.4. Основные факторы формирования личностной беспомощности
Раздел II Стратегические факторы формирования конкурентоспособности студента
Видеоигры как фактор формирования агрессивности
Часть 3. Учение о формировании психической деятельности человека.
ДАНИЛЬЧЕНКО Т.В. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА
Добавить комментарий