ЛИТВИНОВСКИЙ С.Г. КОНЦЕПЦИЯ “БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО” В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.НИЦШЕ И З.ФРЕЙДА

Одним из первых, заметивших поразительное сходство некоторых идей этих двух выдающихся мысли-телей, был К.Юнг. Он пишет об “аналогии с нашими механизмами”, о противоположности между апполо-ническим и дионисийским началами бытия и культуры, о точке зрения Ницше на значение сновидения, от-мечая, что Фрейд (независимо от Ницше) на основании анализа вновь пришел к подобному же взгляду.

Вот некоторые удивительные параллели между Фрейдом и Ницше. Тот и другой критикуют идеализм, не приемлют распространенное в то время понимание сознания как “самодостоверной реальности”, отрица-тельно оценивают культурную роль христианства. И, наконец, еще одна идея – идея неосознанной области индивидуального психического мира, воздействующей на мышление, поведение, развитие индивидуу-ма.

Идея о недоступной для нас сфере психического, где “основные вожделения”, страсти и чувства “подают свой голос”, является своеобразным лейтмотивом творчества Ницше, появление которой можно увидеть уже в его первом сочинении “Рождение трагедии…” [Ницше 1872], где дионисийское начало мыслится как наполненное различными аффектами и влечениями. Эта проблема акцентируется в работе “Воля к власти”, в ней Ницше указывает на “чудовищный промах”, допущенный многими психологами и философами и на “бессмысленную переоценку сознания”, из которого делают “единство”, “дух”. Ницше объявляет мораль-ные ценности признаком болезни и “оскудения жизни”, а так как моральные явления являются продуктом сознания, он выделяет сознательность как главное свойство физически слабого “зоологического вида”.

Фрейд одержим теми же идеями, но он – “практик” и поэтому, в отличие от Ницше, придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус, создал обширную систему клинических наблюдений и ориги-нальный метод лечения невротических расстройств.

Таким образом, бессознательность, благодаря своей нравственно индифферентной природе, приобретает для Ф.Ницше статус союзника для искоренения моральных императивов и является своеобразной панацеей, способной вывести человечество из “болезненного состояния”: “всякая совершенная деятельность бессознательна и не намеренна”.

Фрейд изначально морален, хотя и разделяет один из главнейших тезисов базельского мыслителя, утверждающий, что возникновение моральных ценностей является делом безнравственных аффектов и со-ображений. По отношению к запретам современной ему культуры Фрейд руководствуется принципом ам-бивалентности, который учит нас примиряться с культурой, ведь именно провоцирующее давление мораль-ных запретов, по его мнению, заряжает нас жизненной энергетикой, перехватывая которую мы движемся по пути личностного саморазвития.

Определенная общность интенций этих двух мыслителей говорит, конечно, не о непосредственном вли-янии. Несмотря на множество общих идей, маловероятно, чтобы Фрейд так или иначе развивал некоторые идеи “философии жизни”. Вместе с тем, очевидно, что осмысление проблемы бессознательных аспектов личности, к которой обращались Ницше и Фрейд, а также Лейбниц, Шопенгауэр, Кант и другие мыслители, является актуальным для историко-философского исследования и имеет определенное отношение к прак-тической психологии.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Глава 1. НЕЗАКОННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДОКТОРА ФРЕЙДА
Зигмунд Фрейд
ФРЕЙД: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ОБЗОР ВКЛАДА ФРЕЙДА В РАЗВИТИЕ НАУКИ.
4.3 КОНЦЕПЦИИ УСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА (КОНЦЕПЦИИ УЧЕНИЯ)
КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ С. Л. РУБИНШТЕЙНА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ КОНЦЕПЦИЙ
О чем догадывался еще Фрейд
Способы защиты по З.Фрейду
К 70-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда
Часть 6. САМЫЙ ВЕРНЫЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ЛЕ БОНА И ТАРДА: ЗИГМУНД ФРЕЙД
2.1. ПСИХОДИНАМІЧНИЙ НАПРЯМОК У ТЕОРІЇ ОСОБИСТОСТІ: ЗИГМУНД ФРЕЙД
3. ФРЕЙД: КОНФЛИКТ КАК ПОСТОЯННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ВОРОНОВА Л.В. ФЕНОМЕН ТЕРРОРИЗМА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕОРИИ З.ФРЕЙДА
Добавить комментарий