Логинова М. В. РАЗВИТИе ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Видные музыковеды Б.Асафьев, А.Сохор, В.Медушевский и другие в своих исследованиях по проблеме восприятия музыки большое значение придавали стади-альности в формировании музыкально-слуховых представлений. А.Сохор выделял следующие стадии в развитии восприятия музыки: стадия возникновения интереса к произведению и формирование установки на его восприятие; стадия слушания; стадия понимания и переживания; стадия интерпретации и оценки.

Причем он отмечал, что понимание, оценка и переживание часто протекают слитно. Изучению стадиальности развития музыкального восприятия в раннем детстве посвящены исследования А.Готсдинер, Е.Назайкинского, Б.Теплова. Проблема формирования «слушатель-ской интерпретации», отмеченная А.Сохором как высшая (четвертая) стадия, в научно-методической литературе менее освещена.

Однако на сегодняшний день не вызывает уже сомнения и не требует доказательства тот факт, что под творческой деятельностью де-тей в процессе обучения понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического, художественного восприятия – сопереживания искусства, а также пробуж-дение на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению. Г.Грачев, аргументируя свою позицию о восприятии как продуктивной деятельности, утверждает, что восприятие по своей интенсивности и действенности переживания может ни только не уступать, но, порой, и превышать волнение творца при его создании.

По мнению Н.Терентьевой, ряд психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это сопереживание, вовлечение, вживание, присутствие, отождествление, соучастие и т.д. Она также утверждает, что формирование слушательской культуры школьников проходит более успешно на фоне восприятия других видов искусства, когда оно сопровождается целостной деятельностью мозга.

Тезис «восприятие музыки как творчество» рассматривается в истории музыкальной педагогики (Асафьев Б., Яворский Б.) и в современной методике (Белоборо-дова В., Назайкинский Е.) не только как репродуктивный вид деятельности, направленный на воссоздание художественного образа, но и продуктивный вид музыкальной деятельности. Е.Назайкинский пишет, что музыкальное восприятие слушателя должно развиваться как разновидность творчества. Уже сейчас функция творчества может стать одной из центральных в функциональном комплексе восприятия и уподобиться функции интерпретации.

Применение методов детского творчества ни в коей мере не исключает из урока объяснение, рассказ, иллюстрацию и т.д. Напротив, развитие творческих способ-ностей в процессе слушания музыки сопряжено с другими видами музыкальной деятельности и целостным освоением других видов искусства. На уровне младших школьников результатом творческой деятельности при восприятии произведений искусства являются оригинальные видения и слышание художественных произведений, эмоциональный диалог с эмоциональным содержанием художественного текста и «звукового письма», способность к обобщениям, сравнениям, ассоциативному, художественному синтезу впечатлений, установление жизненных связей, проекция своего «Я» в содержательную сферу явлений искусства и общения.

Общение на основе искусства — это тоже путь к творчеству. Совместная творческая деятельность — это коллективные поиски, импровизации, коллективные размышления, прозрение в процессе сравнительного анализа художественных произведений, коллективные открытия. Повышенный интерес школьников чаще проявляется именно к творчеству сверстников: образцы детского творчества (песни, стихи, рисунки и др.) порой в большей степени, чем сочинения профессиональных деятелей искусства, могут стимулировать эстетическое развитие учащихся.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ КАК ИНСТРУМЕНТ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Шипилкина Т.А. ИГРА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
УДК 159.Н. А. ЛОГИНОВА СОБЫТИЯ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
М.С. Ширяк ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ В ВОСПРИЯТИИ ИСКУССТВА
ВООБРАЖЕНИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ ВООБРАЖЕНИЯ
О ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ОБРАЗА ПРЕД-СТАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВООБРАЖЕНИЯ
ГЛАВА ВИЗУАЛЬНЫЙ ПАТТЕРН И ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ: БАЗОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ
К. С. Харлова, Н. Н. Рождественская РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗ-РАСТЕ
КОВАЛЕВА Е.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕМ ДО-ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ: ОТ 18 ДО 36 МЕСЯЦЕВ
Хорошун М.Э. Развитие творческого воображения у детей старшего дошколь-ного возраста в играх
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Трафимович Э.Н. МЫШЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Добавить комментарий