Логвенок О. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ:ФИЛОСОФСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Защиты и стремление к защищенности проявляются как феномены массового сознания. В каждой из культур (как древних, так и со-временных) существует представленность на символическом и предметном уровне того, что защищается, и средств защиты. Происхожде-ние религии берет начало в стремлении человека защититься от хаоса. Сначала – от хаоса внешнего: от могущественных, не всегда пред-сказуемых и порой разрушительных стихий. А после, по мере становления собственно культуры, – от хаоса внутри самого себя. В каче-стве примера можно привести магические круги древних цивилизаций, изображения тотемных животных, мандалы и др.

Главные символы христианской культуры – крест, икона, фигура святого, свеча. Все эти предметы опосредствуют обращение верую-щих к Богу. Они также используются как средства защиты: от греха, угрозы, беды. Молитва позволяет верующим людям пережить на глубоко интимном уровне сопричастность с Богом – силой наивысшего порядка, способной противостоять хаосу любой степени. Под по-кровительством Бога становится возможным обрести состояние защищенности. В тексте молитвы «Отче наш» заключена нравственная основа христианского миропонимания. Здесь раскрывается система отношений с миром, в которой основными ценностями, в первую очередь подлежащими защите, являются отношения с Богом («…Да будет воля твоя…»), с ближними («…яко же и мы оставляем должни-кам нашим…»), гармония с самим собой («…и не введи нас во искушение, но избави и от лукавого…»).

Ассимилировавшись с языческими верованиями различных этносов, христианство породило в народном сознании представления о святых, которые обладают свойствами защищать людей от конкретных опасностей. Например, в представлениях русского народа, Святой Георгий Победоносец покровительствовал маленьким детям и защищал скот от болезней. Параскева-Пятница покровительствовала невестам и благословляла женскую судьбу. Илья-Пророк – защитник от поражения молнией во время грозы. Вообще, способность покровительствовать, предоставлять защиту – неотъемлемое свойство святых. Понятие «покров» в русском языке – означает покровительство и защиту.

В культуре Японии и Китая, например, распространены нэцке – по своему назначению бытовые и утилитарные предметы. Это брелки, с помощью которых у пояса носят кисет с табаком, связку ключей или коробочку для лекарств и парфюмерии. Но они также выполняют функцию защиты на предметном и символическом уровнях.

Каждая фигурка, а точнее, – персонаж, который она изображает, наделяется определенными свойствами и призвана защитить определенные ценности. Так, семь богов счастья охраняют жизнь, здоровье, благополучие, душевное спокойствие, долголетие, карьеру, мудрость и достаток. Футен – «дядюшка попутный ветер» – приносит удачу в пути, оберегает путешественников от неприятностей. Кот на соме – защитник от землетрясений. Ребенок с воробьем – небесный покровитель и защитник маленьких детей. Три обезьяны – универсальный охранительный символ, выражающий идею неприятия зла: «Не вижу зла, не слышу зла, не думаю о зле».

В качестве еще одного примера можно привести и систему воинских искусств, в которых защите отводится ведущая роль. Достижение защищенности в процессе самосовершенствования – такова главная идея большинства традиционных боевых школ Китая и Японии. «Воин не должен защищаться, но он должен быть защищенным…».

Персонажи античной мифологии – боги и герои – часто также являли собой примеры персонифицированных защит. Меркурий – по-кровитель торговли. Гера – покровительница домашнего очага.

В современном массовом сознании потребность в защищенности и безопасности находит свое выражение в образах таких киногероев как Рэмбо, Терминатор, Робокоп и многих других. То, что эти невероятно популярные персонажи наделены сверхчеловеческими способ-ностями (несокрушимой физической силой, неутомимостью, скоростью реакции и др.), позволяет предположить, что для выживания в современном техногенном мире нормальных человеческих возможностей уже не достаточно. Как будто выжить, а тем более – победить можно только при наличии изощренных технических или магических средств. Идентификация с героями самых «кассовых» фильмов позволяет миллионам зрителей пережить чувство защищенности, погружаясь в мир киногрез. Актуальна также защищенность информационная, защита от негативных влияний на содержание представлений о мире («Матрица», «Бойцовский клуб», «Догма»). Популярность подобных героев иллюстрирует наличие в массовом сознании представлений об окружающем мире как несущем угрозу физическому и душевному благополучию.

Таким образом, явление защищенности представлено и на уровне индивидуального сознания, и на уровне коллективного субъек-та.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Логвенок О.В. Проявления психологической защищенности в отношении к людям
Глава 1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКМЕОЛОГИИ
ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПОНИМАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
Иванов А.И., Логвенок О.В. О возможных связях вариантов психологической защиты с характерологическими акцентуациями
БД. Парыгин ФИЛОСОФСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ В СУДЬБЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
УДК 159.9.И.Н. КАРИЦКИЙ СУБЪЕКТ: ОТ ФИЛОСОФСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ
АНИЩЕНКОВА Ю.Н. ФИЛОСОФСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ НРАВСТВЕННОСТИ
Опьгг смерти и умирання: психологические, философские и духовные перспективи
Анищенкова Ю.Н. Философский и психологический подходы к пониманию нравственно-сти
§1. ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ В РАБОТАХ С. Л. РУБИНШТЕЙНА И А. Н. ЛЕОНТЬЕВА
2. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКМЕОЛОГИИ
КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ, ЗАЩИЩЕННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСКОЙ ПРИВИЛЕГИЕЙ (PRIVILEGED COMMUNICATIONS)
1.6. ЭТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
Глава 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕЗДОРОВЬЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ
1.1 Основные философские традиции
Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО КРИЗИСА
Добавить комментарий