Макаров М.В. ДИНАМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТЮРЕМНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ОСУЖДЕННЫХ

Являясь объективной реальностью, тюремная субкультура занимает особое место в системе человеческих ценностей. Социальная нестабильность, обострение политических, национальных, региональных противоречий способствовали изменению тюремной субкультуры. Изучение представлений осужденных о динамических процессах в тюремной субкультуре позволяет осмыслить влияние социума на тюремное общество, способствовать пониманию внутренних законов, по которым живет преступная среда.

Целью проведенного нами эмпирического исследования явилось изучение представлений осуждённых мужского пола, отбывающих наказание в колонии строгого режима, о трансформации тюремной субкультуры в постсоветский период. Сбор данных проводился с помощью нестандатризированного интервью, в качестве респондентов выступили осужденные, имевшие опыт отбывания лишения свободы до 1991 года.

Анализ данных интервью позволяет говорить о том, что, по мнению осужденных, с течением времени упростилась ранговая стратификация в системе межличностных отношений исправительного учреждения строгого режима. В представлениях осужденных, как правило, выделяются четыре основные стратификационные группы: «блатные», «мужики», «козлы» и «опущенные» – с минимальным числом градаций внутри каждой группы. Во многом это обусловлено трансформацией преступного мира, утратой им многих романтических компонентов, большим функционализмом и прагматизмом контактов, отсутствием ярких уголовных лидеров, обезличиванием преступной среды.

Анализируя изменения, происходящие в традициях и ритуалах современной колонии строгого режима, большая часть опрошенных утверждает, что основополагающие ритуалы и традиции в жизни исправительного учреждения строгого режима сохранились практически неизменными, зато появился ряд традиций (например, этнических, региональных), которых раньше не существовало. Также респонденты сообщали, что многие ритуалы приобрели более упрощенный и лишенный воровской романтики вид.

При ответе на вопрос о том, изменились ли общие нормы и тюремные законы, регулирующие поведение осужденных в отношении определенных категорий, 77,1% опрашиваемых утверждали, что по отношению к администрации исправительного учреждения строгого режима они стали более «гибкими»; 60% опрашиваемых утверждали, что по отношению к «чужакам» и «новичкам» они стали «неоправданно жесткими», «строгими»; 57,1% по отношению к своим членам группы сохранили «строгость» и «жесткость».

Анализ ответов опрашиваемых позволяет утверждать, что основополагающие нормы (правила) и законы, регулирующие поведение отдельных (иерархических) групп осужденных на территории исправительного учреждения строгого режима, очень консервативны, закрепляют основы стратификации в системе тюремной субкультуры.

Полученные данные позволяют говорить о том, что как ранее, так и в настоящее время санкции, которые группа осужденных может применить по отношению к тем, кто нарушает нормы и правила тюремной жизни, составляют целую систему. Основными видами санкций по-прежнему являются избиения, насилие и лишение занимаемого статуса. Половые извращения и гомосексуальное насилие в колонии строгого режима применяют значительно реже, так как их неоправданное применение здесь жестоко наказывается. Анализ ответов на вопрос о том, как изменились клятвы и санкции за их нарушение в колонии строгого режима за последние 10–15 лет, показал, что процесс либерализации коснулся как самих клятв, так и санкций за их нарушение. Однако это в большей мере касается частных клятв. За нарушение же общих клятв, касающихся воровских норм и традиций, по-прежнему сохраняются достаточно жесткие санкции.

По мнению осужденных, динамические изменения в тюремной субкультуре обусловлены рядом причин: попирание закона (правовой беспредел), размыв моральных норм, усиление криминализации общества, коррупция. Полученные результаты позволяют говорить о том, что трансформационные процессы идут во всех структурах тюремной субкультуры. Однако в большей мере в исправительном учреждении строгого режима они коснулись таких ее элементов, как экономические атрибуты, коммуникативные, сексуально-эротические ценности и тюремная лирика. Наиболее консервативными оказались стратификационно-стигмативные элементы, а также тюремные законы и правила, регулирующие поведение и образ жизни осужденных.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Меклер А.А., Болотова Е.В. Возрастные изменения нелинейных динамических характеристик ЭЭГ
ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛОКУСЕ ЛИЧНОСТНОЙ КАУЗАЛЬНОСТИ
КОЖИНА Н. В., КОЗЛОВСКАЯ В. Н. ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ЛИЧНОСТИ В ИЗМЕНЁННЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ
Ю.А. Макаров ПРЕДПОСЫЛКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Ю.А. Макаров, А.С. Галицкий СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ: МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.
В. К. Макаров, Е. А. Борисова ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
Сулицкий В.В. Восприятие вины осужденными
Красавина Т.Ю. ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Иванова А.И. Влияние субкультуры на формирование личности
ИВАНОВА А.И. ВЛИЯНИЕ СУБКУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
СТРАТАГЕМЫ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
СТРАТАГЕМЫ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Азарёнок О.В. ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН
Добавить комментарий