Малышева К.А. тип школы И восприятиЕ учениками себя и представителей других культур

Общение – ведущая потребность отрочества, именно в общении и взаимодействии подросток узнает себя и других, свою непохожесть на окружающих и внутреннюю связь с ними (Майерс Д., 2001; Ф. Райс, 2000; Кривцова С.В., 1997 и др.). Воздействие общения на личность становится особенно актуальным при знакомстве человека с особенностями других этнических групп (Массен П., Конджер Д., 1997).

В связи с этим мы предположили, что на отношение учеников к себе и представителям другой культуры влияет образовательная среда школы. Для этого мы проанализировали сочинения (на тему «Мой опыт общения с представителями другой культуры») учеников 7 классов двух нижегородских школ – общеобразовательной школы №110 и гимназии №1 с углубленным изучением немецкого языка, используя метод открытого кодирования. В результате мы получили следующие данные.

Во-первых, обучение в языковой школе накладывает отпечаток на восприятие других людей: они относятся к ЛЮБОМУ человеку как к «другому» в отличие от своих сверстников из обычной школы.

Во-вторых, в ситуации общения гимназисты чаще обращаются к личностным характеристикам партнера, в то время как их сверстники из общеобразовательной школы – к внешней стороне этого общения («Время, место и обстоятельства общения»).

В-третьих, если подросток не знаком с особенностями другой культуры, то при спонтанном столкновении с ней тинейджер теряется, занимает пассивную позицию в ситуации общения (по данным сочинений учеников общеобразовательной школы), что приводит к увеличению негативных чувств, а также к неприятию этого «другого», а значит и его культуры в целом. Если отрок владеет определенной системой представлений о своем и другом народах, он склонен к активному общению с представителями другой культуры и более благожелателен к ним.

Таким образом, образовательная ситуация языковой школы, включающая изучение специальных предметов (например, лингвострановедения) и направленная на общение, позволяет подростку проникнуть в глубины своей индивидуальности, более полно понять не только другого, но и себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ИНЫХ КУЛЬТУР У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
2.4. АДЕКВАТНОСТЬ ПОНИМАНИЯ УЧИТЕЛЕМ УЧЕНИКА И САМОГО СЕБЯ В КОНФЛИКТЕ
ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Е.С. Иванов СОСТОЯНИЯ ДЕКОМПЕНСАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА
БЕЛОРУССКИЕ УЧЕНИКИ ШКОЛЫ Б. Г. АНАНЬЕВА ПО ПСИХОЛОГИИ РЕЧИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ
ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ
«ПОНИМАНИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ»
В.В. БОЙКО. ЭНЕРГИЯ ЭМОЦИЙ В ОБЩЕНИИ: ВЗГЛЯД НА СЕБЯ И НА ДРУГИХ, 1996
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИи СЕМЬИ, ШКОЛЫ, ДРУГИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА
Добавить комментарий