МАСКИРОВКА

Восприятие звука зависит не только от его собственных частоты и интенсивности, но и от других одновременно присутствующих звуков. Общее правило таково: если одновременно присутствуют два аудиальных стимула, имеющих приблизительно равную частоту, но разные интенсивности, более интенсивный тон понизит или полностью исключит восприятие менее интенсивного тона. Ощущение, которое испытываешь, когда один звук заглушает другой, известно всем. Типичная классная комната заполнена разнообразными звуками: учащиеся двигаются, кашляют, шепчутся, шелестят бумагами, и на фоне всех этих звуков порой трудно расслышать голос учителя. Подобное явление, называемое маскировкой, выражается в возрастании порога восприятия одного тона, называемого тестовым тоном, вследствие присутствия другого тона, называемого маской.

Классическими исследованиями маскировки признаны исследования, выполненные Вигелем и Лейном (Wegel & Lane, 1924); обобщенные результаты более позднего изучения этого явления, проведенного Звикером и Шарфом, представлены на рис. 13.6 (Zwicker & Scharf, 1965).

На рисунке представлены результаты изучения маскировки звуков разной частоты тремя уровнями интенсивности узкого интервала частот, примерно равных 1200 Гц (указан стрелкой над словами «частота маски»). Каждая кривая отражает степень маскировки частотой 1200 Гц с определенной интенсивностью. Маскирующий эффект оценивался на основании повышения порога восприятия интенсивности тестовых тонов, частота которых отложена на абсциссе, в присутствии масок с частотой 1200 Гц и с разными интенсивностями. Как следует из рисунка, в присутствии маски слуховой порог повышается и степень этого повышения зависит от интенсивности и частоты маски, а именно: тестовые тоны, частота которых близка к частоте маски, более подвержены ее влиянию, нежели тестовые тоны, частота которых заметно отличается от ее частоты. Следовательно, чем меньше разница между частотой тестового тона и частотой маски, тем заметнее ее маскирующий эффект. Кроме того, сопоставление результатов, полученных для масок с разными интенсивностями, свидетельствует о том, что увеличение этого параметра также приводит к возрастанию маскирующего эффекта.

Из рисунка очевидна и асимметрия кривых, соответствующих интенсивности 80 и 110 дБ. Это значит, что в отношении разных частот маскирующий эффект прояв-

6. Маскировка

6. Маскировка

Представлены пороговые уровни восприятия интенсивности в присутствии трех маскирующих стимулов с частотой, приблизительно равной 1200 Гц, и разными интенсивностями. Интенсивности масок в децибелах обозначены цифрами на кривых, расположение которых на рисунке характеризует уровень маскирующего эффекта: чем выше лежит кривая, тем больше маскирующий эффект. Стимулы, интенсивность которых превышает 40 дБ, маскируют тоны, частота которых превышает их собственную частоту; тоны с меньшей частотой ими практически не маскируются. (Zwicker & Scharf, 1965)

ляется по-разному: он сильнее проявляется в отношении тех тестовых тонов, частоты которых превышают частоту маски. Иными словами, низкие частоты более эффективно маскируют высокочастотные стимулы, чем низкочастотные. Даже маска, интенсивность которой равна 110 дБ, лишь незначительно влияет на тестовые Фона, частоты которых ниже ее собственной частоты Одновременно обращает на 0ебя внимание и другой факт: тенденция к асимметрии маскирующего эффекта характерна только для масок, интенсивность которых превышает 40 дБ (УЗД). Действительно, маске, интенсивность которой равна 40 дБ, соответствует практически симметричная кривая.

Маскировка и активность базилярной мембраны. Гипотеза «занятой линии». Многие особенности маскирующих эффектов очень просто объясняются на основании анализа взаимодействия и интерференции паттернов смещений базилярной мембраны. Подобное объяснение иногда называют гипотезой «занятой линии» (Scharf & Buus, 1986). Суть этой гипотезы заключается в следующем: заглушающая тестовый тон маска возбуждает ту же самую ограниченную группу волокон слухового нерва, предотвращая тем самым их стимуляцию тестовым тоном.

Следовательно, маскирующий эффект проявляется тогда, когда нейронные структуры, в обычных условиях стимулируемые данным тоном, оказываются «слишком занятыми» маской, чтобы адекватно отреагировать на него.

В йоЛьзу гипотезы «занятой линии» свидетельствуют результаты изучения паттерна смещений базилярной мембраны. Вспомните о существовании на ней пространственной репрезентации частот (см. рис. 12.15 и 12.20 в главе 12) и обратите Внимание на асимметрию ее смещений (рис. 12.20): паттерн смещений базилярной мембраны, создаваемый низкочастотными звуками, относительно широк и охватывает бблыыую часть длины мембраны. Что же касается низкочастотных звуков, то их воздействие приводит к возникновению более четких («острых») паттернов меньшей площади, пики которых лежат ближе к области стремени и овальному окну.

Данные о роли смещения базилярной мембраны в эффекте маскировки обобщены на рис. 13.7.

Как следует из рис. 13.7, я, когда частота и интенсивность маски превышают частоту и интенсивность тестового тона, создаваемый ею паттерн смещений затрагивает лишь часть базилярной мембраны. (Вспомните, что пики волн с большими частотами располагаются ближе к стремени, что применительно к рис. 13 7 означает смещение влево.) Поскольку низкочастотный тестовый тон вызывает смещение другого участка базилярной мембраны, не перекрывающегося с тем, смещение которого вызывает маска, маскирующий эффект последней относительно невелик, тестовый тон различим. Напротив, если частота маски ниже частоты тестового тона с низкой интенсивностью (рис. 13.7, б), смещение базилярной мембраны под воздействием маски имеет тенденцию к перекрыванию («поглощению») смещения, вызываемого тестовым тоном, в результате чего вероятность обнаружения последнего либо снижается, либо вовсе отсутствует. Однако если его тестовый тон значительно интенсивнее маски, создаваемый им паттерн смещения базилярной мембраны отличен от паттерна, создаваемого маской, и его можно обнаружить (рис. 13.7, в).

Рис. 13,7. Маскировка и смещение базилярной мембраны

Рис. 13,7. Маскировка и смещение базилярной мембраны

а — интенсивность и частота маски выше, чем интенсивность и частота тестового тона. Низкочастотный тестовый тон вызывает смещение той части базилярной мембраны, где отсутствует перекрывание, т. е. далеко от стремени и овального окна. (Вспомните, что высокие частоты вызывают максимальное смещение базилярной мембраны вблизи области стремени и овального окна, т. е. в левой части ймедого графика) Следовательно, «вмешательство» маски не окончательное и тестовый тон воспринимаем. б — частота маски ниже, а интенсивность выше, чем у тестового тона. В данном случае влияние интерференции паттернов смещений базилярной мембраны под влиянием маски и тестового тона велико и тестовый тон неотличим от маски в — частота этой маски тоже ниже частоты тестового тона, но интенсивность последнего достаточна велика, благодаря чему он и воспринимается как отдельный звук.

Маскировка одного тона другим возможна не только при их одновременном предъявлении. Эффект интерференции возникает и тогда, когда маска предъявляется перед тестовым тоном (прямая маскировка) и после него (обратная маскировка). Например, при обратной маскировке предъявление более интенсивной маски спустя примерно 50 мс после тестового тона может привести к тому, что он перестанет восприниматься, хотя до этого и был слышен. Кроме того, стимулирование одного уха более интенсивным звуком может сделать неслышным второй, более слабый звук, стимулирующий другое ухо. Этот эффект называется интераураль- ной маскировкой. Полагают, что он центрального происхождения и что источник интерференции, лежащей в основе интерауральной маскировки, располагается на более высоких уровнях аудиальной системы.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ЭФФЕКТ МАСКИРОВКИ
1.3.1. МАСКИРОВКА ЗВУКОВ, НЕ СВЯЗАННЫХ С РЕЧЬЮ
ЭФФЕКТ МАСКИРОВКИ И ОБЛЕГЧАЮЩАЯ ИНТЕРАКЦИЯ
6.2.4. ВЫЧИСЛЕНИЕ ПОРОГА В УСЛОВИЯХ МАСКИРОВКИ
3.1.3 Перцептивные взаимодействия и маскировка
1.3.2. МАСКИРОВКА РЕЧИ
1.3. ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ПЕРЕДАЧУ И ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
РОЛЬ ФАКТОРОВ ВРЕМЕННБГО ХАРАКТЕРА В ПЕРЦЕПЦИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
6.2.3. УРОВЕНЬ СИГНАЛА
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
КАМУФЛЯЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ
ИНТЕРПОЗИЦИЯ (ЧАСТИЧНОЕ ЗАГОРАЖИВАНИЕ)
Добавить комментарий