Масленникова О.А. Социальные формы коллективного бессознательного в массовом сознании россиян

Долгое время изучение бессознательного являлось прерогативой психологии, но сегодня уже общепризнано положение о междисци-плинарном характере данного феномена, и о необходимости комплексного подхода к явлениям этого класса. В центре внимания совре-менной отечественной социологии вполне обоснованно стоят процессы, связанные с функционированием массового сознания в контек-сте социальных изменений российского общества. Кризис ценностей, сопровождающий социальную трансформацию современной России, предопределяет необходимость теоретического и эмпирического осмысления ценностных установок и нормативных представлений людей, общественных настроений и мотивации группового поведения. Данные эмпирических исследований все чаще фиксируют внутреннюю противоречивость, инфантилизм, разорванность как индивидуально-личностного, так и массового сознания. Подобное явление можно описать, но трудно объяснить. Можно предположить, что массовое сознание обладает двумя наборами познавательных средств, которые можно определить как рациональное и иррациональное (мифологизированное) мышление.

Очевидно, что именно массовое сознание в большей степени формируется за счет иррационального компонента, при этом соотношение рационального и иррационального в каждом из типов сознания обусловлено состоянием социальных отношений и институтов данного общества. Так, в кризисном состоянии общества (в частности, в сегодняшней России) доля иррационального компонента в массовом сознании заметно возрастает. И с большой долей вероятности можно утверждать, что в реалиях современного российского общества социально-психо-логическим образованием, интегрирующим все типы сознания, является коллективное бессознательное в его социальном значении.

Разработка категории бессознательного была начата З.Фрейдом, который первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными и необъяснимыми, обусловлены глубинными мотивами. Введение категории «коллективного бессознательного» приписывается К.Г.Юнгу, предположившему, что поведение человека определяют не столько индивидуальное, сколько коллективное бессознательное, которое проистекает из архетипов каждой конкретной культуры.

Социальная форма существования коллективного бессознательного была рассмотрена в работах Э.Фромма, который уделял особое внимание феномену социального стереотипа, осуществляющему функцию «оправдания своего поведения». Идеи Э.Фромма в дальнейшем разрабатываются в трудах известного итальянского психолога Р.Ассоджоли, а также представителями психологической антропологии: Г.Стейном, Ж.Деверо, У.Ла Барре.

В отечественной традиции сфера коллективного бессознательного в его социальном преломлении была впервые затронута в работах русских философов И.Ильина («социальное переживание») и Н.Бердяева (механизмы глубинной психологии как историко-культурные корни этнического характера). В настоящее время наиболее комплексным представляется подход группы ученых, возглавляемых В.Д.Поповым.

Коллективное бессознательное действительно существует и во многом определяет не только мировосприятие, но и массовое сознание носителей одной культуры. И хотя за последнее десятилетие появилось достаточно большое количество отечественных работ, посвящен-ных изучению архетипической основы менталитета россиян, однако до сих пор нет единых критериев подхода к выявлению неосознаваемых элементов существующих национальных стереотипов поведения. Кроме того, особенностью многих концепций является то, что авторы не выходят за пределы умозрительных конструкций, никак не верифицированных реалиями социальной действительности.

Одним из возможных подходов к изучению этого вопроса может быть построение гипотетической модели функционирования коллек-тивного бессознательного на основе системы социальных стереотипов как измеряемых социальных референтов коллективного бессозна-тельного. Можно предположить, что система стереотипов включает в число прочих общесоциальные базовые, этнические, политические и экономические стереотипы. Несомненно, необходима и эмпирическая верификация данной теоретической модели с применением ори-гинальных методик, объединяющих социологические, антропологические и психологические методы и подходы.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Ростова Екатерина Николаевна ИМИДЖ ЛИДЕРА В ВИЗУАЛЬНОЙ РЕКЛАМЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Сознание и бессознательное
СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Гулай В.В. Место этностереотипа в массовом политическом сознании
2.1. ОБРАЗЫ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В МАССОВОМ СОЗНАНИИ
ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ УЧАЩЕГОСЯ
Латынов В.В. Социальные представления и массовая коммуникация
1.3. Ведущие социокультурные тенденции в европейской истории и соответствующие психотехнические формы развития сознания
ТЕМА 6. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА СЛУЖБ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ
Солохина Ю.А. ФОРМЫ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ОСОБЕННОСТЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ И МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
Масленникова В.А. СВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТЬЮ
Добавить комментарий