Матчина В.В. Тематика популярных песен как индикатор доминант в общественном со-знании

Общественное сознание весьма чувствительно к изменениям политической и экономической ситуации в стране. Официальные опросы отличаются подчас задан-ностью, что делает их ненадежными, да и проводятся они, особенно в нашей стране, сравнительно недавно. Сказанное заставляет, следовательно, искать альтерна-тивные средства оценки состояния общественного сознания. Одним из таковых может являться анализ тематики популярных песен. При этом предполагается, что если песня популярна, то она отражает какие-то настроения в социуме.

В данной работе проведен контент-анализ текстов песен советских и российских авторов 50-х, 60-х, 70-х, 80-х и 90-х годов. Этот период в истории России отме-чен крупными событиями, повлиявшими на сознание русской нации. Прослежены его изменения в течение пятидесяти лет, взятых для исследования. Для каждого десятилетия бралась выборка из 78 песен. Составлялся частотный ряд встречаемости определенной темы в текстах. Были получены следующие результаты.

50-е годы. 1. Тема любви и верности – 15 песен; 2. Тема неразделенной любви – 12 песен; 3. Тема героизма и отваги солдат в Гражданской и Великой Отече-ственной войнах – 10 песен; 4. Тема коммунизма, комсомола, партии, строительства светлого будущего, песни о Ленине – 9 песен; 5. Тема гражданского долга, пат-риотизма, военной службы, любви к родине – 9 песен; 6. Тема малой родины, воспоминаний о молодости – 7 песен; 7. Тема молодежи, ее чувств и забот – 7 песен; 8. Темы борьбы советского народа и народов всех стран за мир, против третьей мировой войны – 5 песен. Не вошло ни в одну группу – 4 песни.

60-е годы. 1. Тема героизма и отваги солдат в ВОВ, Россия в ВОВ, воспоминания о ВОВ – 12 песен; 2. Тема любви, верности, первой любви – 11 песен; 3. Тема рек, озер и жизни людей, связанных с ними – 9 песен; 4. Тема тайги и ее освоения – 8 песен; 5. Тема любви к родине и долга перед ней – 7 песен; 6. Тема труда рабо-чего класса, строительства светлого будущего, мира во всем мире – 7 песен; 7. Тема гражданского долга, патриотизма, военной службы – 6 песен; 8. Тема матери – 3 песни; 9. Тема неразделенной любви – 2 песни; 10. Тема воспоминаний о детстве и юности – 2 песни; 11. Песни о том, что сопутствует человеку всю жизнь, – 2 песни; 12.

Песни, в текстах которых присутствует белый цвет, – 2 песни. Из 78 семь песен не вошли ни в одну группу.

70-е годы. 1. Тема любви и любви в разлуке – 15 песен; 2. Тема героизма и отваги солдат в ВОВ, воспоминания о ВОВ, Россия в ВОВ – 14 песен; 3. Тема граждан-ского долга, патриотизма и любви к родине – 11 песен; 4. Тема неразделенной любви – 7 песен; 5. Тема военной службы как проявление гражданского долга – 5 пе-сен; 6. Тема труда рабочего класса, комсомола и коммунизма – 4 песни; 7. Тема воспоминаний о юности, школе, прожитых годах – 4 песни; 8. Тема судьбы девушки – 3 песни; 9. Тема освоения космоса – 3 песни; 10. Тема моря – 2 песни; 11. Тема семьи и матери – 2 песни. Всего 8 ? не вошли ни в одну группу.

80-е годы. 1. Тема любви – 17 песен; 2. Тема неразделенной любви ? 15 песен; 3. Тема роли музыки, песни, танца в жизни человека – 9 песен; 4. Тема будущего, выбора своего пути в жизни – 8 песен; 5. Тема Земли и мира без войны – 5 песен; 6. Тема семьи – 5 песен; 7. Тема судьбы женщины – 4 песни; 8. Тема Москвы – 3 песни; 9. Тема Родины – 3 песни; 10. Тема отдыха за городом – 2 песни; 11. Тема времен года – 2 песни. Из 78-ми песен 5 не вошли ни в одну группу.

90-е годы. 1. Тема любви – 17 песен; 2. Тема неразделенной любви – 16 песен; 3. Тема разлуки как препятствие любви – 11 песен; 4. Тема поиска и ожидания любви – 4 песни; 5. Тема первой любви – 4 песни; 6. Тема Америки (США) – 4 песни; 7. Тема превращения одного чувства в другое – 3 песни; 8. Тема морской про-фессии – 3 песни; 9. Тема воспоминаний о школе и старых друзьях – 3 песни; 10. Тема музыки и танца – 2 песни; 11. Тема войны – 2 песни; 12. Темы судьбы девушек – 2 песни; 13. Тема просьбы любви – 2 песни. Пять не вошли ни в одну группу.

Полученные в данной работе результаты являются предварительными. Они в дальнейшем будут использованы в более широком комплексном исследовании для получения обоснованной интерпретации. На данном этапе работы сложно интерпретировать результаты, так как большое число факторов повлияло на историческую действительность того отрезка времени, который был взят в этой работе для исследования.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
МАТЧИНА В.В. ТЕМАТИКА ПОПУЛЯРНЫХ ПЕСЕН КАК ИНДИКАТОР ДОМИНАНТ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
5.3.СОЗДАНИЕ СЕМЬИ И БЕЗБРАЧИЕ КАК ИНДИКАТОРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
4.3. БЕЗРАБОТИЦА И ТРУДОУСТРОЙСТВО КАК ИНДИКАТОРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ.
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК ИНДИКАТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ПОЖИЛЫХ
Ковалева Ю. В. ИНТЕЛЛЕКТ И КРЕАТИВНОСТЬ КАК ИНДИКАТОРЫ ОДАРЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНДИКАТОР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О ТОЛЕРАНТНОСТИ
Паттерн базовых эмоций как индикатор качества звуковоспроизводящей аппаратуры
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ КАК ИНДИКАТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТА
СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ КАК ИНДИКАТОР ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УРАЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Рядченко Алеся Витальевна ПОСЛОВИЦЫ КАК ИНДИКАТОР ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
ИНДИВИДУУМ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО
ДОМИНАНТЫ И СТЕРЕОТИПЫ
КОЗЛОВ Д.Д. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА: ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Е.В. Рягузова ИСКУССТВО КАК РЕСУРС ЛИЧНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ: ИНТЕРСУБЪЕКТИВНЫЙ ПОДХОД
ГУЛАЙ В.В. МЕСТО ЭТНОСТЕРЕОТИПА В МАССОВОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ СО-ЗНАНИИ
ПОПУЛЯРНОСТЬ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
4. ФАКТОР ПОПУЛЯРНОСТИ СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ (8.5%)
ПРИНЦИП АНТРОПОЦЕНТРИЗМА — ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ТЕМАТИКИ
Добавить комментарий