МЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ И ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЕ.

Результаты, приведенные выше,
свидетельствуют о близости образного кода и перцептивного образа, но
между ними имеются некоторые различия [Ришар, 1998, с. 47].

• Образный код сохраняет (помимо форм объектов) их соотноситель-
ное расположение — топологические свойства. В экспериментах Ли
была воспроизведена процедура «острова Косслина», с той только раз-
ницей, что расстояния между отдельными пунктами были различны-
ми, и испытуемые, после того как им называли один пункт, должны
были назвать пункт, отстоящий от названного на 3 шага. Показано,
что время ответа является линейной функцией не от расстояния, а от
количества промежутков между пунктами.

• Образный код не связан с определенной перцептивной модальностью. Это
означает, что образный код является более абстрактным, чем визуаль-
ное кодирование. Это, в частности, обнаруживается в фактах интер-
ференции с невизуальной и одновременно пространственной задачей
(эксперименты Бэддли).

• Образный код не разложим на части. Рид и Джонсон предлагали ис-

пытуемым оценить принадлежность частей рисунка к целому изобра-
жению в двух ситуациях: когда известно «целое» и когда «целое» не-
известно. На основании латентного времени ответа авторы показали,
что переход от целого к составляющим его частям требует больших
временных затрат по сравнению с переходом от частей к целому. Нами
[Ребеко, 1997J была воспроизведена идея Рида и Джонсона: испытуе-
мые должны были оценить, относится ли фрагмент к фигуре-эталону
или нет. Было показано, что оценка принадлежности зависит от ин-
терпретации (прежде всего семантической) фигуры как целого. Холи-
стический характер ментального образа был доказан в экспериментах,
посвященных изучению ментальной репрезентации цвета.
• Образный код благодаря пространственным свойствам может органи-
зовывать информацию, не обладающую пространственными характе-
ристиками (ср.

данные по ментальной сериации и ментальному срав-
нению).

Действительно ли образные репрезентации являются формой знаний
или эпифеноменом, в котором выражается интерпретация знаний, храня-
щихся-в-другом формате? Наиболее радикальным в сомнениях по поводу
существования образного формата является 3. Пылишин [Pylyshin, 1981].
Автор так же, как и приверженцы «образной репрезентации», постулиру-
ет единый формат ментальной репрезентации, имеющей, однако, амодаль-
ныТГТа’рактёрТЭтот формат является внутренним языком как для образной,
так и для вербальной информации. В качестве аргумента в пользу амодаль-
ности «образного» знания Пылишин указывает на то, что в случае забыва-
ния какого-то образа мы забываем существенные, а не случайные его час-
ти, что имело бы место, будь образ чем-то вроде картинки. Кроме того, он
полагает, что существует некий пропозициональный код, опосредующий
связь между вербальным и невербальным кодами. ——

Далее Пылишин вводит понятие когнитивной проницаемости: если обра-
зы работают в определенной среде, то, являясь частью функциональной ар-
хитектуры, они не могут видоизменяться под воздействием процессов бо-
лее высокого уровня, к которым относятся верования, цели, надежды (так,
программное обеспечение не может модифицировать архитектуру жестко-
го диска). В том случае, если наши верования (цели, надежны) не могут про-
никнуть в функциональную архитектуру мысли, наши образы являются ког-
нитивно непроницаемыми; если же они могут быть изменены, то они, по-
сути, являются такими же, как и пропозициональные репрезентации.

К проблеме моделирования связи между образным и пропозициональ-
ным кодом мы перейдем позже.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ПУЛЬСАЦИЯ МЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗА И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ДЕТСКОМ ФАНТАЗИРОВАНИИ
Образ тела девушек в связи с эталонным образом, транслируемым посредством СМИ
Бугрименко А.Г. СООТНОШЕНИЕ СЛОЖНОСТИ ОБРАЗА Я И ЕГО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОТ ОБРАЗА ДРУГОГО
Величева Д. И. ВЛИЯНИЕ СОВМЕСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА НА ОБРАЗ СЕБЯ И ОБРАЗ ДРУГОГО
ОБРАЗЫ, КАРТИНЫ И ВОСПРИЯТИЕ
9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы
Макарова А.П. восприятиЕ образа политического лидера в Молодежной среде
Т. Л. Смолина, Л. С. Литвинова ОБРАЗЫ ФИННА И РУССКОГО В ВОСПРИЯТИИ РОССИЙСКОЙ И ФИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Кислова Г.И. Уллубиева Н.С. Особенности восприятия гендерных образов у юношей и девушек в виртуальном пространстве
4. ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОТВЕТ ЧЕЛОВЕКА НА ПЕРЕМЕНЫ: МИР, МЕНЯЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА, И ЧЕЛОВЕК, МЕНЯЮЩИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МИРА
ОБРАЗЫ Я, ОБРАЗЫ ДРУГОГО
Добавить комментарий