Метапсихология как новый этап в развитии научной психологии

По-гречески приставка «мета» означает следование во времени или пространстве. Поэтому «метапсихологию» можно понимать как психологию нового времени, как новый этап в развитии психологии прошлого и настоящего. Для этого этапа специфично расширенное понимание предмета, его роли и места этой области знания в человеческой цивилизации, а также наличие новых методологических принципов, теоретических концепций, понятий и практических методов.

В традиционном понимании психология есть наука о душе, адаптирующей субъекта к Миру, отражающей этот Мир и регулирующей поведение субъекта в нем. В новом понимании метапсихология есть наука о душе человека (или животного), познающей и творящей Мир, активно приспосабливающего Мир к себе и себя к Миру. Так что человек посредством своей души (психики) непрерывно погружен в Мир, взаимодействует с ним, причем оба изменяются. Таким образом, если предмет психологии есть психика (душа и дух), то предмет метапсихологии есть психика «плюс» Мир, т.е. метасистема, одним из элементов которой является система психики. При этом Мир понимается и как среда индивидуального обитания, и как теоретически мыслимый, и как чувственно воображаемый. Материализация последнего вот суть человека творящего (а не только «разумно-разумного»).

Глобальная функция психики – жизнеобеспечение организма человека в Мире соответственно индивидуальным потребностям и ценностям. Отсюда известные трактовки роли психологии как основы всех других наук. Но роль метапсихологии шире: она взаимодействует с другими науками и фактически становится гуманитарно-естественно-технической наукой, так как осваивает основные (и производные) отношения людей с Миром, – с природой, техникой, обществом, знаковыми системами, искусством.

Если единство человека, его психики с Миром можно рассматривать как первый методологический принцип метапсихологии, то вторым должен быть принцип единства тела и души, т.е. психики («телопсихика», – И.П.Волков). Душа без тела существовать не может (как бы этого не хотелось людям), да и тело тоже, несмотря на современные медицинские средства.

Не только мозг, но все тело определяет психическую жизнь, которая проявляется в телесных движениях и действиях.

В психологии психика трактуется абстрактно, бессодержательно. В метапсихологии все компоненты психики наполнены конкретным содержанием. Так, мышление математика оперирует математическими объектами, а историка – историческими событиями. Восприятие тоже содержательно предметно: «вот тарелка, а вот картина на стене». Но содержание психической жизни «не психологично».

Увлекаясь отражением, психология пренебрегает воображением. Но именно воображение служит «культуросозидающим» психическим процессом. Без него невозможны ни элементарная реакция, ни понимание между людьми. В метапсихологии рубинштейновский принцип единства сознания и деятельности дополнительно конкретизируется как «единство отражения, воображения и выражения».

В психологии многие убеждены в неизменности развитой психики и законов ее функционирования, в их одинаковости (или сходности) у людей. В метапсихологии должен быть принят «принцип стохастичности» индивидуальной и «общественной» психики. И не только психические, но все индивидные, субъектные, личностные и индивидуальные свойства людей в массовых социальных общностях и в индивидуальном процессе жизни следует считать распределенными, «по Гауссу», и иногда, «по Парето», и другим распределениям.

В психологии озабочены поисками единых теорий. Но истина многолика. И в метапсихологии постулируется принципиальная множественность теоретических концепций и моделей.

Итак, отличительные признаки метапсихологии – это активность, содержательность и стохастичность психики, ее неразрывная связь и взаимодействие с телом и через него с природной и социальной средой, не только и не столько отражение, сколько воображение и материализация воображенного в результатах деятельности и поведения, а также в психологических теориях и практической работе.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Ю. А. Полещук РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ НА НАУЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
ВКЛАД НАУЧНОЙ ШКОЛЫ С.В. КОНДРАТЬЕВОЙ В РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ГЛАВА ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ О ТРУДЕ
С.А. Беличева СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Развитие психологии в границах философии и естествознания. Становление психологии как самостоятельной науки. Психология человека в начале XX века.
М.А. Щукина ПСИХОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ: НАУЧНАЯ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ
3.1 ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
3.2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Воробьева Елизавета Александровна, Квасова Дарья Владимировна НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПСИХОЛОГИЮ ПОТРЕБЛЕНИЯ НИКОТИНА И АЛКОГОЛЯ
МЕТАПСИХОЛОГИЯ (METAPSYCHOLOGY)
1.1.4. Современный этап развития теории принятия решений.
3.3 ЭТАП РАЗРАБОТКИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК НОВЫЙ ВИД НЕХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КАК НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИ-РОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПЕРИОДА ЕЕ РАЗВИТИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИЯ: НАПРЯЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
4. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога-практика
12.4. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога-практика
Добавить комментарий