МЕТАТЕОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Предисловие редактора)

Эта книга – для очень узкой читательской аудитории. Она написана в жанре, который у нас традиционно называют методологией, а на Западе — более, на мой взгляд, точно – метатеорией. Поэтому я не согласен с автором в том, что эта книга является развитием теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина. Да, она из нее генетически вышла, но заимствовав у теории Мерлина ряд методологических идей, она вышла на более высокий уровень анализа и обобщения, чем конкретно-научная теория интегральной индивидуальности.

Доказательством этому является то, что в предлагаемую Л. Я. Дорфманом схему могут быть вписаны – как частные случаи – многие конкретные теории личности, темперамента, малых групп и т.д., каждая из которых описывает на конкретно-психологическом уровне какие-то фрагменты глобальной картины метаиндивидуального мира. Так, теория Фрейда характеризует человеческую активность исключительно как ментальное поведение по терминологии Л. Я. Дорфмана, теория Адлера – исключительно как самодеятельность, теория деятельности – как экоповедение и экодеятельность и т.д. И при этом категории анализа, вводимые Л. Я. Дорфманом, оказываются более крупными по сравнению со всеми этими теориями, не позволяющими уловить различия между подходами З. Фрейда и А. Маслоу, А. Адлера и В. Франкла, К. Левина и А. Н. Леонтьева. Понятно, что концепция метаиндивидуального мира – не еще одна конкретно-психологическая теория, а метатеория, оригинальный вариант системного подхода в применении к наукам о человеке. Она требует своего «заземления» через конкретно-психологическую теорию, в выборе которой читатель сохраняет свободу. Сам автор «заземлял» свои метатеоретические идеи в своей концепции эмоциональной сферы личности и исследованиях воплощения эмоций в художественных образах, которые остались за пределами данной монографии.

Основной предмет, подвергаемый анализу в книге Л. Я. Дорфмана, нетрадиционен для психологической (и метапсихологической) литературы. Это не столько индивидуальность сама по себе или мир, в котором она существует, сколько неосязаемая ткань взаимодействий между ними. Автор с самого начала отвергает подходы, в которых либо человек выступает как «мера всех вещей», в том числе окружающего его мира в целом, либо, напротив, внешняя по отношению к человеку действительность оказывается универсальной точкой отсчета, критерием истины, а человек формируется по ее образу и подобию. Примером первого подхода является экзистенциально-феноменологическая философия, примером второго – онтология Гегеля и Маркса. Согласно Л. Я. Дорфману, и тот и другой подходы схватывают лишь часть целой картины в силу того, что он называет «двойственностью качественной определенности интегральной индивидуальности в ее отношениях с миром» – и интегральная индивидуальность и мир могут в равной мере рассматриваться и как автономные системы, и как подсистемы друг друга.

В этом смысле они оказываются равноправными сторонами. Конкретные формы их взаимодействия, конечно, это равенство нарушают, но весь спектр возможных форм их взаимодействия оказывается удивительно симметричным. Каждой форме взаимодействия, в которой ведущая роль принадлежит индивидуальности, соответствует симметричная ей форма, в которой ведущая роль принадлежит миру, и т.д. и т.п. Эта симметрия прослеживается автором на самых разных уровнях при анализе самых разных следствий из того, что автор называет «двойственностью качественной определенности».

Симметричные процессы разветвляются, умножаются, плавно перетекают друг в друга, индивидуальность и мир заполняют все друг в друге, сливаются в клубок без единого зазора между ними, как Инь и Ян. При этом удивительнее всего, что автор развивает свои идеи исключительно в западной парадигме мышления, ни разу не обратившись к восточным источникам. По своему общему пафосу модель метаиндивидуального мира, пожалуй, ближе восточным космологиям, хотя изложена она языком западной науки.

Этот язык, особенно c множеством введенных автором неологизмов, нельзя назвать легким и прозрачным. Читать эту книгу – тяжелый труд. Однако этот труд вознаграждается. За последние 10 лет я много общался с Л. Я. Дорфманом, и он часто обсуждал со мной свои научные идеи, в том числе те, которые легли в основу этой монографии. Однако лишь прочитав уже готовую рукопись, я смог схватить их действительную суть и оценить их по достоинству. Некоторые идеи вызвали несогласие, некоторые согласие, иные восхищение, как, например, пассаж, посвященный взаимопереходам формы и содержания. В книге достаточно много спорных мест, пристрастный анализ может, вероятно, найти и логические ошибки в рассуждениях. Но делать этот пристрастный анализ почему-то не тянет. Ведь наше столетие ознаменовалось пониманием того, что наука есть не поиск истины (истина недостижима), а разработка средств все более и более широкого, глубокого и дифференцированного понимания действительности. В силу этого классический критерий точности и адекватности теории уступил место критерию ее эвристичности – важно не соответствие теории мифическому «тому, что на самом деле», а ее способность провоцировать и продвигать дальнейшее движение. В этом плане монографию Л. Я. Дорфмана следует оценить весьма высоко, что неленивый читатель увидит и сам.

Я на всем протяжении предисловия старался избежать напрашивающихся каламбуров типа: «В книге Л. Я. Дорфмана отражен мир индивидуальности ее автора». Увы, не получается. Потому что это книга действительно глубоко индивидуальная, оригинальная и выстраданная, которая не могла бы быть написана никем другим.

Наука продолжается!

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Другие виды взаимодействий. Взаимодействия множественных Я
ГЛАВА КОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Механические взаимодействия
АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ТЕМА 2 5 . ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ
Стили взаимодействий
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
10.4.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАБОТНИКОВ
СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
МОДЕЛЬ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ.
РЕГУЛЯТОРЫ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ: ОСНОВНОЙ ЭФФЕКТ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Результаты: основной эффект и взаимодействие
Добавить комментарий