МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»

В данном занятии для самооценки эмоциональных переживаний пользуются шкалой дифференциальных эмоций Изарда (форма 1).

Стимульный материал (в данном занятии — киносюжеты или фрагменты музыкальных произведений) должен быть предварительно расклассифицирован экспертами, например в соответствии со шкалой эмоциональных состояний Е. А Зинченко (1983).

Шкала эмоциональных состояний

1 — сильное отрицательное: сильное неудовольствие, ярость, отчаяние, ужас;

2 — слабое отрицательное: слабое неудовольствие, гнев, огорчение, обида, тревога, страх;

3 — нейтральное: спокойствие, уверенность;

4 — слабое положительное: слабое удовольствие, удовлетворенность;

5 — сильное положительное: сильное удовольствие, радость, восторг. Стимульный материал должен быть подобран таким образом, чтобы каждый его

фрагмент вызывал у испытуемого эмоцию, приблизительно соответствующую одному из пунктов приведенной выше шкалы. Интенсивность переживаемой испытуемым эмоции при оценке стимульного материала также может быть оценена в баллах, в данном задании от 1 до 5, причем чем сильнее эмоция, тем выше балл.

Занятие состоит из двух частей: в первой испытуемый оценивает интенсивность возникающих у него эмоций, а во второй-частоту возникновения эмоций.

Аппаратура и стимульный материал. Магнитофон, кинопроектор, 5 магнитоза-писей фрагментов музыкальных произведений (или киносюжетов) комедийного, трагедийного и нейтрального содержания (весь материал должен быть предварительно прошкалирован). Длительность всех фрагментов музыкальных произведений (или киносюжетов) одинакова. Это особенно важно для второй части занятия.

К занятию должны быть заранее заготовлены формы для протокольных записей в количестве, соответствующем числу предъявляемых музыкальных произведений (или киносюжетов) в данном случае — 5 протоколов. При этом каждый протокол должен состоять из двух частей соответственно двум частям занятия (форма 1): первый — для оценки интенсивности эмоций и второй — для оценки частоты появления эмоций.

Порядок работы. Занятие групповое. Стимульный материал преподаватель (или его помощник) предъявляет всей группе студентов одновременно. Предъявление осуществляется в случайном порядке. Каждый обучающийся оценивает возникающие у него эмоции сам и сам ведет протокольные записи. Приступая к каждому из опытов, экспериментатор знакомит всю группу с инструкцией.

Инструкция испытуемым для первой части: «Вам будут предъявлены 5 музыкальных произведений (киносюжетов). Ваша задача состоит в том, чтобы в процессе их

Приложение Форма 1 Протокол занятия

Основная эмоция Градация основной эмоции Оценка интенсивности Оценка частоты эмоций
для градацийосновнойэмоции ДЛЯосновнойэмоциисуммарно дляградацийосновной эмоции дляосновнойэмоциисуммарно
Интерес Внимательный                
Концентрированный                
Собранный                
Радость Наслаждающийся                
Счастливый                
Радостный                
Удивление Удивленный                
Изумленный                
Пораженный                
Горе Унылый                
Печальный                
Сломленный                
Гнев Взбешенный              
Гневный                
Безумный              
Отвращение Чувствующий неприязнь                
Чувствующий отвращение                
Чувствующий омерзение                
Презрение Презрительный                
Пренебрегающий                
Надменный                
Страх Пугаю ищи                
Страшный                
Сеющий панику                
Стыд Застенчивый                
Робкий                
Стыдливый                
Вина Сожалеющий                
Виноватый                
Раскаивающийся                
  Сумма                

прослушивания (просмотра) оценивать интенсивность возникающих у Вас эмоций в соответствии со списком шкалы Изарда.

В протоколе Вы должны ставить знак плюс под той цифрой графы «Оценка интенсивности», которая, на Ваш взгляд, более всего соответствует интенсивности возникающих у Вас эмоций. При этом учитывайте, что большее число означает и более интенсивную эмоцию».

Инструкция для второй части занятия: «Вам будут предъявлены 5 музыкальных произведений (или киносюжетов). Ваша задача состоит в том, чтобы в процессе их прослушивания (или просмотра) отмечать все случаи возникновения у Вас эмоций в соответствии со списком шкалы Изарда. В предложенном протоколе Вы должны ставить знак плюс в графе „Оценка час- тоты» всякий раз, как только Вы решите, что у Вас возникает эмоция, указанная в списке».

Обработка результатов соответственно двум заданиям состоит из двух частей.

1. Оценка интенсивности эмоций:

1) подсчитать суммарный балл интенсивности каждой основной эмоции; он складывается из оценок интенсивности трех градаций;

2) построить гистограммы для каждого музыкального произведения (или фильма); для этого на оси абсцисс записать названия основных эмоций, а по оси ординат отложить значения ее интенсивности;

3) поскольку стимульный материал был заранее прошкалирован экспертами, т. е. разделен на пять групп, то можно по этим пяти точкам построить также график зависимости интенсивности каждой основной эмоции от степени убывания отрицательной и нарастания положительной эмоции;

4) подсчитать суммарную интенсивность всех 10 основных эмоций для каждого предъявленного стимула (это даст численное выражение общей эмоциональности обучающегося);

5) построить график зависимости общей эмоциональности от степени убывания отрицательной инарастания положительной эмоции; на оси абсцисс в этом случае надо отложить значение шкалы Зинченко, а на оси ординат численное выражение общей эмоциональности.

2. Определение частоты встречаемости эмоций:

1) подсчитать суммарную частоту каждой основной эмоции, обобщив первичные данные для ее градаций;

2) построить гистограммы для каждого музыкального произведения (киносюжета); для этого на оси абсцисс записать названия основных эмоций, а по оси ординат отложить суммарные частоты ее встречаемости в каждом стимульном фрагменте;

3) построить графики зависимости частоты встречаемости каждой эмоции от степени убывания отрицательной и нарастания положительной эмоции, т. е. по 5 точкам шкалы Зинченко;

4) подсчитать суммарную частоту проявления всех 10 основных эмоций для каждого предъявленного стимула (это, как и в первом задании, даст численное выражение общей эмоциональности обучающегося);

5) построить график зависимости общей эмоциональности от степени убывания отрицательной и нарастания положительной эмоции.

При анализе результатов следует указать доминирующую, т. е. наиболее выраженную, эмоцию для каждого стимула, определить, при каком значении интенсивности стимулов эмоциональность, т. е. суммарная интенсивность всех основных эмоций, максимальна и минимальна.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ^
САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ «ГРАДУСНИК»
ПРИЛОЖЕНИЕ МЕТОДИКА «ВИЗУАЛЬНО-АССОЦИАТИВНАЯ САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ»
РИСОВАЛЬНО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
2. Психологические методики изучения эмоциональных состояний
3. Методики выявления доминирующих эмоциональных состояний
1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ГОВОРЯЩЕГО ПО ИНТОНАЦИИ ГОЛОСА»
МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПУТЕМ НАБЛЮДЕНИЯ за экспрессией»
МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ БОЛЬНЫХ С ЛОКАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ МОЗГА
МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ говорящего по голосу с помощью метода семантического дифференциала»
МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ЛЕНИ
СВЯЗЬ МЕЖДУ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЧЕЛОВЕКА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКОЙ ЗАПОМИНАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ
Методика «Шкала самооценки тревожности»
Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
11. ПРАКТИКУМ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ»
Добавить комментарий