МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ТЕОРИИ МАСЛОУ

В наследии одного из основателей гуманистического направления в психологии Эйбрахама Маслоу особое место занимает его мотивационная теория. С одной стороны, эта теория, которую обычно называют пирамидой Маслоу, широко известна в самых разных прикладных областях от экономики до менеджмента. Однако трактовка пирамиды там носит явно манипулятивный оттенок, что противоречит гуманистической направленности творчества Маслоу, положениям о свободе, самореализации и творчестве. И поэтому, с другой стороны, эта мотивационная теория большинством специалистов-психологов называется самым слабым местом в наследии Маслоу.

В данном теоретическом исследовании при интерпретации мотивационной теории мы отказались от привычного объективистско-материалистического подхода и постарались восстановить метод, который использовал автор. Действуя методологически, свою основную задачу мы видели не в анализе работ Маслоу, а в поиске источников, на которых основана мотивационная теория. Мы попытались реконструи-ровать путь автора, его метод. Путь такой реконструкции указывает сам Маслоу: «Моя теория во многом опирается на клинический опыт, но … достойно продолжает функционалистскую традицию Джеймса и Дьюи; кроме того, она вобрала в себя лучшие черты холизма Вертхаймера, Гольдштейна и гештальтпсихологии, а также динамический подход Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера. Я склонен назвать эту теорию холистическо-динамической по названиям интегрированных в ней подходов».

1. Синтез. Теория Маслоу задумана автором не как альтернатива существующим концепциям, а как их объединение: «… я ценю эмпирический багаж, накопленный экспериментальной психологией и психоанали-зом, но мне претят проповедуемые этими науками идеи. Мне близок экспериментаторский задор бихевио-ризма и всеобнажающий, всепроникающий дух психоанализа, но я не могу согласиться с тем видением че-ловека, которое они предлагают. Иначе говоря, … я представляю иную философию человеческой природы, предпринимаю попытку иначе очертить образ человека». Модель, сконструированная Маслоу, представляет собой инвариант. Пирамида — это общая схема для всех известных автору психологических теорий. И бихевиористские, и психоаналитические подходы — суть частные случаи пирамиды.

2.

Развитие. Общим стержнем, объединяющим все психологические теории, Маслоу видит идею разви-тия. За основу берется схема биогенетического закона: процессы филогенеза, онтогенеза и актуального ге-неза схожи между собой, но различаются по масштабам времени. Проводятся аналогии между преобразовательной деятельностью всего человечества, восприятием мира отдельным человеком и его способностью найти решение в конкретной проблемной ситуации. Другими словами, жизненный путь человека мыслится аналогично созреванию выдающегося пианиста или скрипача из новичка, впервые увидевшего инструмент, вырастанию чемпиона мира по плаванию из человека, не умеющего плавать, шахматного гроссмейстера из человека, ничего не знающего о шахматах. Личностный рост и научение конкретным навыкам рассматриваются как взаимозависимые процессы, протекающие в разном масштабе времени. Процесс вызревания мастера из новичка Маслоу делит на пять этапов. Эти этапы строго упорядочены, их нельзя обойти или «перепрыгнуть». Но не каждый человек пройдет весь путь и станет гуру. Маслоу говорит о внешних и внутренних барьерах.

3. Гештальт. Идея иерархии потребностей как формы аналогична идее гештальтистских двойственных изображений (профиль-ваза Рубина, жена-теща Боринга, лестница Шредера). Пирамида Маслоу — это пять гештальтов в одном. Реальный человек воспринимает мир только каким-то одним из пяти способов. Само существование других гештальтов не осознается. Как человек видит, воспринимает мир, так он с ним и вза-имодействует. С каждым из пяти гештальтов Маслоу связывает типичные для такого восприятия виды по-требностей, описывает их в основных чертах.

4. Уровень потребностей не определяется типом предметной деятельности. Если учиться только для того, чтобы сдать и забыть, то это и есть удовлетворение потребности самого низкого уровня. Доминирова-ние потребностей низкого уровня соответствует авторитарному типу личности по Адорно, «одномерному человеку» Маркузе, «минимальной личности» Лаша. Представленная интерпретация теории Маслоу, во-первых, вписывается в общий концепт гуманистической психологии. А, во-вторых, позволяет провести це-лый ряд параллелей с теориями других авторов, зарубежных (Кольберг, Пиаже) и советских (Выготский, Ананьев).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Мотивационные (психодинамические) теории
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ КА-ТЕГОРИЙ ПСИХИЧЕСКОЕ «ЗДОРОВЬЕ—БОЛЕЗНЬ», «НОРМА—ПАТОЛОГИЯ» С ПОЗИЦИЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ ПСИ-ХИКИ Л. М. ВЕККЕРА
§3. ПСИХОЛОГИЯ БЫТИЯ А. МАСЛОУ
4. Теория иерархии потребностей А. Маслоу
4. Теория потребностей А. Маслоу и практика менеджмента
3.9.3. РЕКОНСТРУКЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ И ВИДЕОТЕРМИНАЛОВ
Севостьянов Ю.О. РЕКОНСТРУКЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА
Кильченко О.И. Реконструкция субъективного отображения психики
ФИРУЛЕВА Е.В. РЕКОНСТРУКЦИЯ СПОСОБОВ РЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ
ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРОБА «ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО А.МАСЛОУ»
ЭТАЛОННЫМ СПОСОБОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ МАСЛОУ СЧИТАЛ СУЩЕСТВОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ.
Иванов М.Д. Нравственность как добро (ТРАДИЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СМЫСЛОВ)
В ЧИСЛО НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ БЫТИЯ А. МАСЛОУ ВКЛЮЧИЛ СЛЕДУЮЩИЕ
УДК 159.Е. Е. САПОГОВА СМЫСЛОВАЯ АМПЛИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫХ СОБЫТИЙ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ РЕКОНСТРУКЦИЯХ*
УДК 159.Е. Е. САПОГОВА СМЫСЛОВАЯ АМПЛИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫХ СОБЫТИЙ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ РЕКОНСТРУКЦИЯХ
КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ, ИЛИ ТЕОРИИ ПОТРЕБНОСТИ В ЗНАНИИ
ГЕДОНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ, ИЛИ ТЕОРИИ УДОВОЛЬСТВИЯ
Добавить комментарий