МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ О ДУШЕ И НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Для уточнения методологического статуса психологии XXI в. мы предлагаем следующее понимание ее научной парадигмы (от греч. paradeigma — пример, образец, модель). Научная парадигма — это существу-ющая некоторое время модель научного исследования, которая признается научным сообществом не в смысле ее копирования и повторения, а как конструктивная основа для дальнейшего развития данной науки; которая в тоже время является достаточно открытой для того, чтобы «новые поколения ученых могли в ее рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида» (Т. Кун). Общая методология науки — это философская система взглядов и представлений специалистов на законы происхождения, существования, изменения и взаимодействия объекта и предмета науки. Она определяет частные научные методологии, программы, методы и принципы исследований. Традиционно структура научной парадигмы включает в себя описание общей методологии, которое состоит из обязательных аспектов:

? определение объекта и предмета исследования в их взаимосвязи друг с другом, и с окружающей сре-дой;

? описание программы исследования;

? формулирование основных научных категорий и частных методологий.

Научная категория — это понятие, отражающее существенные и характерные свойства, процессы и при-знаки существования предмета исследования в его связи и взаимодействии с объектом. Совокупность науч-ных категорий описывает предмет науки, который отличает ее от других родственных наук, изучающих тот же объект. Объектом психологического исследования логично определить человека. Предмет науки — это то, что видят, изучают, понимают и объясняют в объекте специалисты. Следовательно, предметом психоло-гии выступает психика человека. Мы исходим из следующей инструментальной концепции человека: Как инструментально-смысловая система человек способен не только использовать как «инструменты самоорганизации» уже существующие во внешнем и внутреннем мире естественные «точки сборки», (например, циркадные ритмы или собственные биологические потребности), но и создавать искусственные, совершенно новые, например, духовно-нравственные, социальные потребности, ценности и смыслы жизни, например, понятия справедливости, чести и совести. Инструментальной мы называем живую, органическую и разумную, систему, которая способна использовать функциональные свойства элементов, явлений и объектов внешнего и внутреннего мира как инструменты и средства своего выживания, адаптации, развития и достижения целей.

Мы провели анализ структуры психики человека с позиции описанных нами (Снетков, Вестник СПбГУ, 2002, вып. 2) инструментально-смысловых систем, в соответствии с которым психика рассматривается как инструмент взаимодействия внешнего и внутреннего мира: инструмент активного и реактивного взаимодей-ствия; инструмент интеграции и дифференциации; инструмент регулирования и соучастия; отражения и отношения. Таким образом, предметом психологического исследования являются врожденные и приобретенные инструменты, способы и механизмы произвольных взаимоотношений и взаимодействий человека с внешним и внутренним миром в аспектах прошлого, настоящего и будущего времени. На этой методологической основе можно дать научное определение души человека: душа (psyche) человека — это одновременно пространство, время и механизм взаимодействия его внешнего и внутреннего мира; — душа это инструмент, с помощью которого человек ощущает свою объектность как принадлежность миру и осознает себя живым. И в то же самое время, человек именно через свою душу ощущает свою субъектность как противопоставленность окружающему миру вселенной. Открытие человеком этого противоречия и осознание свободы выбора между жизнью в качестве субъекта или объекта; между материальными или духовными ценностями; между добром или злом и является началом рождения человека как субъекта психической деятельности и как следствие, развитие его как личности и субъекта жизни. В целом душа — это: 1) процесс соотношения (сравнения) элементов и результатов этого взаимодействия (ум); 2) процесс рефлексивного сопереживания этого взаимодействия (чувства); 3) процесс сотворчества, соучастия (воля) человека внешнему и внутреннему миру и собственно процессу взаимодействия.

Таким образом, душа — это осмысленный, образно и понятийно (словесно) оформленный способ кон-ституирования и существования человеком своего внутреннего мира. Это смысловое, пространственно-временное интегральное единство прошлого, настоящего и будущего человека, которое является основой адекватности и непрерывности его жизнедеятельности. Это фундамент его системной целостности, согласо-ванности и соразмерности результатов действий всех его подсистем, состояний и процессов. В том числе сопереживания, соотношения и соучастия, которые лежат в основе возникновения и развития сознания че-ловека. При этом душа ощущается и осознается человеком как реальный, онтологический факт «Я-экзистенции», как внутренняя, объективная сущность и содержание его жизнедеятельности, как основа ин-дивидуальной «Я-самости». Еще на заре своей общественной, культурно-исторической эволюции, страдаю-щий, отягощенный заботами о хлебе насущном, один на один противостоящий беспощадной, не прогнози-руемой природе человек обратился к своей душе в поисках ответа на вопросы о справедливости, счастье и смысле жизни и открыл там Бога. Человек открывает и укрепляет в своей душе Бога как идеал и вектор сво-его развития, как «духовную точку опоры»; как внутренний источник веры и надежды на лучшую жизнь; как духовно-нравственный закон и смысл своей настоящей и будущей жизни.

Духовность — это имплицитное, интегральное, устойчивое, доминантное, внутреннее состояние челове-ка, обусловленное не разрывным единством его организма с окружающей природой вселенной (онтология); действиями его души (гносеология); его представлениями, отношениями, знаниями, целями, ценностями, смыслами и принципами жизни, установленными его разумом (логика); и утвержденными его свободной волей (дух) в качестве основы его индивидуальной концепции «Я-жизни». Нравственность — это духов-ность, возведенная во внутренний закон жизни и деятельности человека. Духовность как закон внутренней жизни человека, становится основой и критерием оценки его душевной деятельности; содержательной структурой его характера; становится началом освобождения человека от физических, биологических, социальных и прочих детерминант его жизни и деятельности и как следствие, становится основой развития его совести и чувства личной ответственности. Совесть — это осознание человеком несоответствия своей жизнедеятельности духовно-нравственному закону. На основе и с учетом выше сказанного можно более строго определить такое распространенное в жизни явление как «духовно-нравственное насилие», под которым мы предлагаем понимать не санкционированное самим человеком изменение его самооценки, ценностей, отношений и смыслов жизни. Тогда уничтожение индивидуальной «Я-концепции» человека каким-либо химическим, например, наркотик или алкоголь, средством или вербальным способом, например словом, и лишение тем самым человека духовно-нравственного смысла как основы его настоящей или будущей жизни и его веры (надежды) в реализацию своих жизненных планов можно охарактеризовать как «духовно-нравственное убийство». Психологическая, психиатрическая и судебная практика показывают, что суициду, преступности, наркомании, алкоголизации и внешне не объяснимой агрессивности, напр., вандализму человека часто предшествует «духовно-нравственное насилие» осуществляемое в его семье и/или значимом социальном окружении.

Активное включение академической психологии в изучение души, духовности, и нравственности чело-века и развитие прикладного душепопечения как научно обоснованного развития души человека особенно в детском и подростковом возрасте позволит ей возглавить процесс гуманизации развития человеческого сообщества в XXI в. и занять достойное, центральное место в науках о человеке

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ О ДУШЕ И НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Развитие психологии в границах философии и естествознания. Становление психологии как самостоятельной науки. Психология человека в начале XX века.
1.3 Основные направления психологии человека как науки
НРАВСТВЕННЫЙ СТАТУС
Психология труда как отрасль науки
К ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
2.3. О ПСИХОЛОГИИ ТРУДА КАК ОТРАСЛИ НАУКИ
1.2. ЗАРОЖДЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛОГИЧЕ-СКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА?
1.5. Место психологии труда в системе наук. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПЕРИОДА ЕЕ РАЗВИТИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ И НРАВСТВЕННОГО ВОС-ПИТАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.2. Науки о человеке и человечестве
1.3. ПСИХИЧЕСКИЙ СТАТУС ВНИМАНИЯ В ЦЕЛОСТНОЙ ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Психология человека как наука.
НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД
Поленок Т.С. Влияние социального статуса на формирование первого впечатления о человеке
Добавить комментарий