МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПСИХОТЕРАПИИ

На сегодняшнем этапе развития общества мультипликация, равно как и другие продукты теле- и видео индустрии, является неотъемлемой частью культуры. Однако, на наш взгляд, в современной психологии и психотерапии, ее изучению и использованию не уделяется достаточного внимания. Как любой продукт культуры мультипликация требует активного восприятия и понимания зрителем смысла сюжета и поведения героев, динамики сюжетной линии и причинно-следственных связей. Это требует от зрителя навыков критичного восприятия и мотивации к просмотру. Если рассматривать просмотр мультипликации как одну из форм деятельности детей, то ее активная форма предполагает включение воспринятой информации в актуальные для детей виды деятельности (в соответствии с возрастными особенностями каждого этапа развития), такими, как общение, игра, творчество, бытовой труд, а на этапе начального школьного обучения и учебная деятельность. Такое включение, на наш взгляд, напрямую обусловливает конструктивность поведения и развитие «образа Я» детей. Существенная роль в этом процессе отводится родителям как основным объектам подражания и первым воспитателям. Для овладения детьми любой деятельностью требуется совместное участие в ней взрослых и позитивная оценка достижений ребенка. Поэтому просмотр мультипликации должен быть направлен на удовлетворение естественных потребностей ребенка в общении, деятельностной самореализации, социальной адаптации и признании родителями.

На наш взгляд, отечественная мультипликация советского периода и мультипликация, регламентированная советской цензурой, обусловлены развивающими целями, отражает культурное наследие постсоветского менталитета и конструктивные мотивы поведения героев и может использоваться в педагогической, психологической и психотерапевтической практике. Как любой продукт культуры в ее историческом понимании, мультипликация включает в себя архетипическое содержание.

Таким образом, методология подбора мультипликационных работ, для их последующего использования в соответствии с поставленными психотерапевтическими целями должена включать интерпретацию показателей:

? характера поведения героев;

? эмоционального, смыслового и культурного контекстов их речи;

? мимической выразительности героев;

? интонации речи героев;

? характера музыкального сопровождения; — архетипов, отраженных в образах персонажей (идеальных родителей, героя, женского и мужского начала, добра — зла и др.).

К настоящему времени имеется опыт успешного комплексного использования мультипликации, арт-методов и игры в целях коррекции трудностей в поведении, развития конструктивных взаимоотношений между детьми в группе детского сада и развития мотивации к школьному обучению у детей 6–7 лет, а также коррекции мотивации достижений на уроках в школе у детей 8–9 лет. Работа проводилась на базе детских садов № 137 Выборгского района, № 35 Фрунзенского района и Немецкой гимназии Петершуле Красногвардейского района.

В настоящий момент этот опыт нашел продолжение в проведении диссертационного исследования на соискание степени кандидата психологических наук «Использование арт-методов и игры в психологической коррекции невротических расстройств у детей 7—10 лет», которое проводится на кафедре детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СПбМАПО.

Поиск научных и литературных источников, раскрывающих влияние мультипликации на развитие детей, привел нас к двум документальным фильмам: фильму В. Матвеевой «Виртуальная агрессия» и очерку ведущего передачи «Московские ведомости» С. Андреева «Влияние мультфильмов на детей» (можно найти на сайте Mail.ru), а также к литературной научно-популярной работе американского психолога Дафны Лемиш «Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей» (М.—2007). В указанных работах, в частности, представлен сопоставительный анализ отечественной и западной мультипликации, которая наличествует на нашем видеорынке.

Отмечается преобладание асоциальных форм поведения героев в современной западной, мультипликации, которая отличается стиранием эталонов добра и зла, женских и мужских, детских и взрослых образцов поведения персонажей, однообразие сюжетов, преобладание пугающих образов. Все это способствует повышению тревожности детей в отношении окружающего мира. Изучая опыт детей, приобретаемый ими от просмотра различных мультфильмов, транслируемых по телевидению и распространяемый на электронных носителях, нам удалось обнаружить зависимость их поведения, эмоционального состояния при отходе ко сну и степени двигательной активности от количества времени, проведенного ими перед телеэкраном и характера просматриваемых мультфильмов.

К настоящему времени это удалось проследить на результатах опроса 74 родителей воспитанников в двух детских садах Санкт-Петербурга в апреле 2008 года (ГДОУ № 35 Фрунзенского района и ГДОУ № 39 Пушкинского района). Результаты данного опроса показали, что дети, у которых отход ко сну сопровождается капризами и конфликтом с родителями (6 человек из числа опрошенных), равно как и дети с повышенной агрессивностью/плаксивостью и двигательной активностью (18 человек), смотрят исключительно мультфильмы смешанного характера или западные (1 человек) более 2 часов в день и играют в компьютер (3 человека). Анализируя этот факт, уместно задаться вопросом об особенностях развития мотивации поведения детей при восприятии столь противоречивой по своему ценностному содержанию информации. Нам видится, что дети в этом случае оказываются дезориентированы в выборе моделей своего поведения.

Мы планируем продолжить данную форму опроса родителей для получения более объективной статистической информации. Если подразделить характер просмотра на активный и пассивный, то при пассивном просмотре родители не принимают в нем участие, оставляя детей один на один с телеэкраном. Такие дети, как правило, ни с кем не обсуждают увиденное, не слышат мнения родителей об увиденном, которое соответствовало бы их ценностным представлениям об общественных нормах поведения и отношений. Таким образом, при пассивном просмотре практически отсутствует цензура просмотра со стороны родителей, а современная мультипликация, как это отмечено выше, далеко не всегда имеет конструктивный характер. У детей, являющихся пассивными зрителями, просмотр мультипликации часто заменяет живое общение с родителями. Дети не овладевают критичностью и необходимой степенью осмысленности восприятия мультипликационных образов и сюжетов, их дифференциацией по принципу «хорошо — плохо». Игровая деятельность таких детей носит упрощенный характер, они часто испытывают трудности в общении и установлении отношений с окружающими. Их поведение отличается конфликтностью, эмоциональное состояние повышенной возбудимостью или подавленностью. В фантазиях и играх отмечается повышенный интерес к отрицательным, пугающим персонажам. Родители также отмечают сложности в отходе таких детей ко сну. При активном просмотре, мультипликация является:

? средством общения детей с родителями,

? доступной формой знакомства детей с различными социальными ролями,

? средством соотношения детьми требований и образцов поведения родителей с образами мультипликационных персонажей.

Последующее включение образцов поведения героев в игровую и др. виды деятельности детей, их идентификация с различными ролями и установление предпочтительности положительных персонажей способствуют развитию конструктивного «образа Я» и критичности мировосприятия. Такие дети отличаются управляемостью поведения, стабильностью эмоционального состояния и спокойным сном.

Таким образом, видится необходимым разрабатывать методологические модели активного просмотра и включения необходимого содержания в различные виды арт- и игровой деятельности для психологической коррекции и психотерапии невротических расстройств у детей.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Макарова И. Б. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ Ж.ПИАЖЕ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
3.4. Методология игровой психотерапии
Фенько А. Б.. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ. ТОМ 1 ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ, 1998
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ИНЪЕК-ЦИОННЫХ НАРКОТИКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ РАССКАЗЫВАНИЯ ИСТОРИЙ В ДЕТСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
11.6. НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКАМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ СО СЛАБОВЫРАЖЕННЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
3.3. Структура психотерапии неврозов у детей
КАЧЕСТВЕННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Общая психология и методология психологии
Общая психология и методология психологии
Ю.Г. Демьянов, В.М. Сорокин ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕТЕЙ С РЕЗИДУАЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ
ОЦЕНКА НУЖДАЕМОСТИ ДЕТЕЙ В ПСИХОТЕРАПИИ (ASSESSING CHILDREN FOR PSYCHOTHERAPY)
Добавить комментарий