Глава 6 Мифы шаманов в различных традициях.

Понятие мифа используют ученые многих специальностей: фольклористы, этнографы, историки, философы и т.п. Несмотря на то, что все эти ученые вкладывают в него подчас различное значение, общее, пожалуй, в их определениях то, что миф символизирует вымысел, ошибочное объяснение. Однако для тех, кто создал миф, он является частью знаний об окружающем человека мире. Наверное, о понятии мифа лучше всего сказать словами М. Элиаде (242):

«… миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена «начала всех начал». Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность, космос или только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение или государственное установление. Это всегда рассказ о некоем «творении», нам сообщается, каким образом что-либо произошло, и в мифе мы стоим у истоков существования этого «чего-то». Миф говорит только о происшедшем реально, о том, что себя в полной мере проявило. Персонажи мифа — существа сверхъестественные. Они общеизвестны, так как они действуют в легендарные времена «начала всех начал». Миф раскрывает их творческую активность и обнаруживает сакральность (или просто сверхъестественность) их деяния. В целом миф описывает различные, иногда драматические, мощные проявления священного (или сверхъестественного) в этом мире. Именно эти проявления явились реальной основой создания мира, и сделали его таким, каков он есть сегодня. Более того, именно в результате вмешательства сверхъестественных существ человек стал таким, каков он есть, — смертным, разделенным на два пола, обладающим культурой».

Так, мифы о первопредках, о знаменитых героях и др., для каждого этноса, были чем-то большим, чем просто исторические предания и рассказы. Именно поэтому практически ни у одного примитивного народа, еще не растерявшего органические связи с миром природы, нет слова, которое бы означало собственно «миф».

Для конкретного народа, живущего в конкретных условиях, миф является непосредственной основой, на которой конструируются все последующие представления и понимание бытия. Как это ни странно звучит, но без Мифа нет Вселенной. Там, где есть человек, там обязательно появляется миф, объясняющий среду для его существования в терминах преломления этой среды через осознание бытия.

Миф – это, в некотором роде, предельная реальность и абсолютная, необсуждаемая истина, правдивая история, в отношении которой не уместны какие-либо сомнения и которую невозможно проверить.

Надо заметить, что вышесказанное относится к любому обществу и любой культуре, в том числе и той, к которой принадлежим мы с вами.

В принципе, все мифы у любого народа можно разделить на шесть групп:

1. мифы о птицах, животных, рыбах и пресмыкающихся;

2. мифы о небе, атмосферных явлениях и об обитателях верхнего (небесного) мира;

3. мифы о сверхъестественных существах, обитающих в среднем мире;

4. мифы о духах нижнего мира;

5. мифы о первопредках, главах родов и предназначении людей;

6. мифы о шаманах.

Ко всему прочему, надо сказать, что мифы одного народа могут быть неоднородны по составу и содержанию. Каждая группа мифов может состоять из произведений, сложившихся в разное время. В сознании народа, архаичные мифы вполне могут сохранять свою актуальность наряду с новыми, создаваемыми по образцам прежних. Время и пространство в мифах нелинейно и не подверженно каким либо законам. Здесь может происходить что угодно, лишь с одним условием – миф должен быть неотъемлемой частью определенной конкретной традиции и культуры.

Наиболее «масштабными» являются мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса. Подобные мифы являются начальным сюжетом для большинства мифологий. В рамках этого пособия нет смысла раскрывать схемы и принципы строения мифологических историй, важно только понимать, что практически везде в мире, мифы о происхождении вселенной строятся примерно одинаково. Ниже мы приведем некоторые примеры воззрений и шаманских мифов у разных народов. Эти сведения собраны и приведены спонтанно, без какой-либо систематизации, лишь с одной целью – показать, насколько разными бывают человеческие представления о Вселенной и…, насколько одинаковые они по-сути. Если вы вникните в эти истории (16, 139-144), вы поймете, что, в наше время, уже невозможно «верить» в чьи-либо мифологические конструкции, необходимо создать свой Большой Шаманский Миф.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
6.3. Сибирские мифы о происхождении шаманов
ГЛАВА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
ГЛАВА РАБОТА С КОНФЛИКТАМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
ГЛАВА Разрешение конфликтов КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
ГЛАВА ФИЛОСОФСКО - СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Шаман.
ЖИВЫЕ ТРАДИЦИИ — ТРАДИЦИИ ЖИВЫХ
Глава Характеристика различных эмоций
Глава Характеристика различных чувств
Глава Характеристика различных видов эмоционального реагирования
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНОВ, ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ БЕСПОМОЩНОСТИ, В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
Добавить комментарий