Михайлова Надежда Анатольевна ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОХНАНИЯ

Еще недавно политика Советского Союза оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, наши бабушки, дедушки, наши родители жили в стране, где религия не только была запрещена, но и объявлялась вне закона. Что же сейчас заставляет людей приходить в церковь? Зачем люди верят в Бога? Почему в настоящий момент возрождается церковь, после долгого периода ее отрицания? Над этой проблемой работали многие ученые, философы и священнослужители. В своей работе я опираюсь на труды Виктора Вейника «Почему я верю в Бога», иеромонаха Тихона «Архиерей», Бердяева «Смысл истории», Арсеньева «Единый поток жизни», Т.М. Алпеевой «Религия. Человек. Общество».

В основе работы лежит определение религиозного сознания как структуры сознания, обусловленного определенными догматами и пра-

вилами религии при главенствующей роли веры, как стимулирующего и направляющего деятельность фактора.

С целью выявления главенствующих факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование религиозных взглядов, было проведено исследование, в котором принимало участие 144 учащихся 10 — 11 классов, 15 гимназии, города Минска и 3 священнослужителя. Исследования проводились методами анкетирования и беседы. По результатам анкетирования «Ваше отношение к религии?» видно, что в гимназии большинство учеников верят в существование Бога. Из 144 испытуемых на вопрос о том верят ли они в Бога, «да» ответили 86 человек; «нет» — 34 человека; «колеблюсь» — 18 человек, и 6 человек скрывают.

Верующие респонденты по-разному объясняют причины, по которым они верят в Бога. Самым важным для них являлись те аспекты, которые затрагивают современное общество. Они утверждают, что Всевышний является им опорой в трудных ситуациях, и видят большую необходимость в нем. Также есть верующие, которые видят в Боге свой идеал и непосредственного Творца. Есть, конечно, и такие, на которых влияют стечения обстоятельств и мнения окружающих их людей.

По смыслу веры верующих можно условно разделить на три категории:

— верующие с абсолютно эгоистическими желаниями, устремлениями и потребностями. Они считают смыслом веры улучшение своего материального и духовного положения, поддержку и помощь, защиту от злых духов и, наконец, обретение вечной жизни после смерти;

— верующие, которые не думают о своем благе, а видят смысл веры в том, чтобы удержать человека от неверного пути;

— верующие — приверженцы Бога, так как они считают Его своим лидером и думают, что смысл веры заключается в самой вере…

Неверующие же, напротив, считают Бога вымыслом для наивных людей и верят только в науку и ее аспекты.

Они считают, что сами «делают» свою судьбу. Причиной веры атеисты считают самовнушение. Тем не менее, атеисты тоже являются верующими в своем роде: их Бог — «наука, факты, реальность».

Также есть испытуемые, которые не могут определиться в том, верят они в Бога или нет. Это происходит, скорее всего, потому, что человек, стоящий пред выбором однозначного ответа боится ответственности, которую этот ответ на него накладывает. Колеблющиеся хотят найти опору в трудной ситуации, следовательно, колеблющихся в вере можно отнести к первой категории людей имеющих эгоистические предпосылки. Отсюда можно сделать вывод, что не определившееся в вере люди намного ближе к верующим, чем к неверующим, так как они не могут объяснить действительность с помощью каких-либо процессов.

Беседы проводились с 3 священнослужителями: настоятелем храма в честь иконы «Взыскания погибшим», ксендзом костела Пресвятой Девы Марии Владимиром и ксендзом Петром из костела святого Симона и Елены. По их словам — вера заложена в каждом человеке с его рождения, и у всех из нас имеется дар богопознания. Веру нужно искать в собственной душе и сердце. Они отмечают, что в основном люди идут в храм, только тогда, когда «беда стучится в дверь». В других ситуациях о Боге просто забывают. Но людям нужно кому-то доверить свою жизнь, и Бог дает им надежду и любовь.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод: на формирование религиозного сознания влияют такие факторы как критическая ситуация, горе, эгоизм, побуждающий исполнять предписания религии для будущего вознаграждения, общественное мнение, направляющее и корректирующее поведение человека, случай, который можно трактовать, как чудо, осознание его человеком, после которого он приходит к вере в сверхъестественное существо.

В настоящий момент исследования продолжается по следующим направлениям: вера как механизм защиты, и как следствие внутриличност- ных конфликтов.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ
Киселева Надежда Анатольевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ
Лепилин А.В. ФОРМИРОВАНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА: РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР
Володин Николай Александрович Жмакина Анна Анатольевна Хоршев Евгений Александрович НОВЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
ВНУШЕНИЕ НАДЕЖДЫ.
НАДЕЖДА — ВОТ КЛЮЧЕВАЯ ЦЕЛЬ
НАДЕЖДА — ЭТО "УВЕРЕННОЕ ОЖИДАНИЕ"
ДА — ДЛЯ ВАС СУЩЕСТВУЕТ НАДЕЖДА
Религиозный опыт
Михайлова Е.Л. Лень в учебной деятельности студентов
Михайлова Е.Л. Понятие лени: к вопросу об определении
МИХАЙЛОВА Е.Л. ПОНЯТИЕ ЛЕНИ: К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ
РЕЛИГИОЗНОСТЬ
Михайлова Е.В. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МИХАЙЛОВА Е.В. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ритуальная и психологическая религиозность
И. В. Михайлова СУБЪЕКТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОСПРИЯТИЯ СЛОЖНОСТИ СИТУАЦИИ
ИЗМЕРЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ «НАДЕЖДЫ НА УСПЕХ» И «БОЯЗНИ НЕУДАЧИ»
О.А. Зайцева, И.В. Михайлова ОСОБЕННОСТИ САМОВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ СПИРТНЫМИ НАПИТКАМИ
РЫБНИКОВ В.Ю., СТРЕЛЬНИКОВА Ю.Ю., МИХАЙЛОВА Т.В. ПРОЛОНГИРОВАННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕБОЕВОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ
Добавить комментарий