Михайлова Е.Л. Понятие лени: к вопросу об определении

Лень как психологический феномен относительно мало изучена на данный момент, несмотря на свою широкую представленность в обыденном сознании. Опреде-ления лени также не отличаются строгостью и проработанностью, а носят, скорее, описательный характер и отражают субъективную позицию автора по данному вопросу. Анализируя то, как понимали лень различные исследователи (философы, теологи, психологи, педагоги, юристы и пр.), представляется уместным выделение двух основных линий видения данного явления.

Первое – это объектное, экстравертированное видение, стремление взглянуть на явление со стороны и дать ему независимую оценку. В этом случае лень – лич-ностное качество, характеризующееся немотивированным уклонением от выполнения порученного дела или склонностью к пустому времяпрепровождению и безде-лью (Степанов С.С., 1996; Словарь по нравологии, 2000).

Лень здесь понимается как отрицательная черта характера, выражающая отношение к труду (Богозов Н.З., Гозман И.Г., Сахаров Г.В., 1965). При таком определении лень часто называют формой или атрибутом тунеядства – отрицательного морального качества, характеризующегося праздным образом жизни, отвращением и пренебрежением к общественному труду (Словарь по этике, 1983), жизнью за счет чужого труда, на чужой счет (Словарь русского языка, 1984). Общим основанием для тунеядства является социальная ориентация личности на ничегонеделание (Рудая Л.П., 1989). Такая трактовка близка этическому пониманию лени как порока (греха). А порок, как известно, есть негативное качество человеческого характера, явленность морального закона в индивидуальном сознании и поведении (Гусейнов А.А., 2001).

Другое видение – субъектное, интровертированное – демонстрирует взгляд изнутри, как если бы говорилось о переживании своего собственного состояния.

Лень в данном случае – это психическое явление, характеризующееся отсутствием желания работать, делать что-либо, требующее волевого усилия, а также переживание удовольствия от безделья (Платонов К.К., 1984; Дубровина И.В., 1997). В первую очередь акцентируется процессуальная сторона явления (это, скорее, состояние, нежели свойство, черта характера), допускается влияние ситуационных переменных, в связи с чем происходит увеличение свободы при интерпретации феномена и снимается момент неизменности, постоянства. Такое определение безоценочно, феноменологически ориентировано.

Подобная разница в трактовках напоминает хорошо известную тенденциозность деятеля-наблюдателя. Люди, совершающие те или иные действия (примеряющие на себя их совершение), стремятся приписать их влиянию ситуационных факторов (как в случае с субъектно-ориентированной позицией), в то время как наблюдатели стремятся приписать те же действия устойчивым личностным диспозициям деятеля (в случае с объектно-ориентированной позицией).

В любом явлении психической жизни можно выделить его внутреннюю содержательную часть (переживание) и внешнюю формальную (проявление), поэтому тенденции, о которых шла речь выше, не исключают друг друга, а дополняют. Таким образом, имея дело с феноменом лени, нужно учитывать как внешний норма-тивно-оценочный аспект, так и его внутреннюю гедонистическую составляющую.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
МИХАЙЛОВА Е.Л. ПОНЯТИЕ ЛЕНИ: К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ КОНФЛИКТА
К определению понятия интроекции
1.2. Инновационное поведение: определение понятия
4.1.1 Определение понятий и ранние модели
Т.В. Корнева К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТИ»
Владимиров В.В. К определению понятия «межгрупповые отношения»
Кириллова А.А. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ»
Иванова Мария Геннадьевна ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ»
ГЛАВА 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ: САМОУБИЙСТВО, СУИЦИД, СУИЦИДАЛЬНОЕ И АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПАРАСУИЦИД
Добавить комментарий