Мировоззрение и нравственный выбор

Известная латинская фраза «Mens sana in corpore sana», часто используемая для подчеркивания важности гармоничного развития человека, правильно переводится следующим образом: «Да будет в здоровом теле здоровый дух». В настоящее время как физическое, так и нравственное здоровье молодежи вызывает серьезные опасения. Развитие личности связано с процессом личностной идентификации, приводящим к формированию устойчивого мировоззрения.

Наше исследование посвящено рассмотрению связей мировоззрения с нравственным выбором личности. Несмотря на то, что в ситуации нравственного выбора, осмысливаемой как проблемная, компоненты мировоззрения не присутствуют в сознании, они оказывают влияние на решение этой ситуации.

Для исследования был разработан опросник «Друг – советчик», представляющий из себя набор ситуаций, в которых необходимо дать совет своему другу, что погружает испытуемого в ситуацию нравственного выбора. Приведем примеры ситуаций, выступавших в качестве тестового материала. «Мне представляется удобный случай поквитаться со своим давним недругом. Стоит ли?» – ситуация «месть»; «За мной очень красиво ухаживает один молодой человек. Ты знаешь, что мой муж не обращает на меня внимания. Конечно он бы ни о чем не узнал. Что ты мне посоветуешь?» – ситуация «флирт». Апробировавшаяся в данном исследовании методика содержала 10 ситуаций. Анализ ответов испытуемых производился в соответствии с критериями, основанными на общечеловеческих моральных ценностях. Например, в ситуации «нежелательной» беременности нравственным решением считалось сохранение жизни ребенку, в ситуации с возможностью измены супругу – отказ от флирта, в ситуации отказа от деловых обязательств в целях выгоды – соблюдение договора и т.д. Испытуемые отвечали на ситуации письменно, развернутыми предложениями, ответы давались анонимно. При обработке анализировалось содержание ответов следующим образом: 0 – негативный ответ, противоположный нравственному выбору; 1 – неопределенный ответ; 2 – позитивный ответ, соответствующий общечеловеческим моральным нормам. Опрос по вышеописанной методике проводился на двух выборках студентов с различным, практически полярным мировоззрением. Первая выборка – студенты I и II курсов Высшей католической духовной семинарии – 25 человек и вторая выборка – студенты второго курса медицинской академии – 23 человека. Все испытуемые – мужского пола, в возрастном диапазоне от 18 до 26 лет. Испытуемые в группы подбирались по признаку определенности мировоззренческой позиции. Для этого был использован опросник «Ваши взгляды», с помощью которого из группы студентов-медиков была сформирована выборка лиц материалистическо-атеистического мировоззрения.

Семинаристы, естественно, декларировали, что их мировоззренческая позиция является христианской.

В исследовании выдвигалась гипотеза о положительном влиянии христианского мировоззрения на нравственную позицию. В качестве показателя нравственности использовалось два критерия: 1) процент негативных («безнравственных») решений по каждой ситуации и в целом по группе и 2) индекс нравственности, который рассчитывался следующим образом: суммарный балл ответов соотносился с максимальным. Диапазон изменений индекса нравственности – от 0 до 2, где 2 соответствует высокому уровню нравственных решений.

Результаты исследования. Средний показатель негативных моральных решений по всем ситуациям у семинаристов 6%, у студентов-медиков 56%. Средний индекс нравственности у семинаристов составил 1,69, а у студентов-медиков – 0,71. Индекс нравственности у семинаристов от ситуации к ситуации колеблется от 1,2 до 2,0, а у студентов-медиков от 0,09 до 1,52. Интересно также сопоставление по отдельным ситуациям. Наибольшее отличие морального выбора проявилось в ситуации одностороннего преждевременного расторжения контракта в свою пользу – индекс нравственности семинаристов – 1,5, студентов-медиков – 0,09. Принципиально разный подход проявился в ситуации «кража», где предлагался вопрос о том, что нужно делать в случае обнаружения дома случайно неоплаченной покупки – индекс нравственности семинаристов – 1,8, студентов-медиков – 0,13. В ситуации «нежелательной» беременности семинаристы не дают негативных ответов и их индекс нравственности составляет 1,6, а половина из группы студентов-медиков предлагает в этой ситуации аборт; индекс нравственности 0,91. В ситуациях, связанных с нарушением супружеской верности, индекс нравственности семинаристов – 1,9, а студентов-медиков – 0,75. Интересно, что в нескольких ситуациях, связанных с семейными отношениями, студенты-медики демонстрируют разный подход – в ситуации отсутствия любви и понимания между супругами 57% предлагают развестись, а в ситуации, когда один из супругов серьезно болен, таких предложений только 13%, что, по-видимому, определяется профессиональной этикой. Во всех представленных ситуациях индекс нравственности у христиан-семинаристов значительно выше, чем у материалистов-медиков. Полученные результаты, на наш взгляд, свидетельствуют о достаточно серьезном влиянии мировоззрения на нравственный выбор, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
11.3.4. Проблема нравственного выбора в профессиональном творчестве
Проблема нравственного выбора в профессиональном творчестве
2.4.5.МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ И НРАВСТВЕННОГО ВОС-ПИТАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ В СТРУКТУРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГА
Васильева А.П. ЛОКУС КОНТРОЛЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Структура нравственных ценностей
НРАВСТВЕННЫЙ СТАТУС
НРАВСТВЕННАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ и поведение
НРАВСТВЕННАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ и поведение
Шатров Д.В. Влияние нравственной направленностиродителей на развитиЕ ребЕнка
7. Нравственно-психологические качества руководителя
2. Симптом -эмоционально-нравственной дезориентации».
Добавить комментарий