МОДЕЛИ ХАРАКТЕРИСТИК, ПО КОТОРЫМ РАСПОЗНАЮТСЯ ЭМОЦИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

P style=»width:100%; text-align:center;»>Медиаторы

Медиаторы

4. Когнитивная схема эмоций

нозначных связей между эмоцией и ее внешним выражением. Поэтому для идентификации эмоций других людей необходимо учитывать дополнительную информацию о некоторых промежуточных переменных, таких как индивидуальные особенности человека, культурные особенности того сообщества, к которому он принадлежит, актуальное физическое и психическое состояние наблюдаемого человека. Эти промежуточные переменные авторы называют медиаторами.

В результате Былкина и Люсин предложили собственную когнитивную схему эмоций (рис. 9.4). Замечу, что название схемы не соответствует ее цели; по существу, это не схема эмоций, а схема опознания эмоций.

Авторы отмечают, что они не рассматривают данную схему как окончательную и наиболее полную. Однако она является удобной моделью, позволяющей проследить развитие с возрастом организации знаний об эмоциях. Здесь надо уточнить, что данная модель позволяет лишь разработать на ее основе методики выявления этих знаний, но сама по себе эти знания не выявляет. Именно это и сделали Н. Д. Былкина и Д. В. Люсин, но разработанная ими методика была направлена не столько на выявление знаний об эмоциях, сколько на выяснении роли (значимости) при идентификации эмоции ее причины (антецедента), ее внешнего выражения и медиаторов. Иначе говоря, методика должна была показать, какие из этих трех факторов учитывают дети разного возраста при идентификации положительных и отрицательных эмоций.

Весьма важен вопрос: с опорой на какие характеристики эмоций человек их распознает и дифференцирует? В. Вундт (1896) утверждал, что всю систему чувств можно

определить как многообразие трех измерений (ощущений): удовольствие-неудовольствие, расслабление-напряжение и спокойствие-возбуждение (рис. 9.5). Таким образом, им была сформулирована многомерная модель эмоций, руководствуясь которой человек опознает и различает эмоции.

Многомерная модель эмоций рассматривает все эмоции в многомерном пространстве, ограниченным числом переменных (координат): негативность — позитивность, сила — слабость, активность — пассивность. Адекватным методом для многомерной модели является метод многомерного шкалирования (ММШ). Суть этого метода состоит в том, что он дает возможность узнать минимально допустимое число шкал (факторов, признаков), на которые ориентируется человек при вынесении суждения о различии или сходстве эмоций, определяемых им по лицевой экспрессии на фотографиях (степень сходства оценивалась по девятибалльной шкале для 13 фотографий попарно во всех возможных сочетаниях). В разных исследованиях число выделенных шкал-факторов разное: в одних, как и у В. Вундта, три, в других — две. Большинство исследователей склоняются к двухфакторной модели, ортогональными осями которой являются знак эмоции и уровень активации. В результате все эмоции в зависимости от их сходства и различия располагаются в двухмерном пространстве.

С этим можно было бы согласиться, если бы в качестве одной из осей выступал не столько знак эмоций, сколько их модальность. Кроме того, учет уровня активации (степени эмоционального возбуждения) приводит психологов к необоснованному, на мой взгляд, но закрепленному в языке, выделению качественно новых эмоций, в то время как на самом деле речь должна идти об эмоции одной модальности, но выраженной в разной степени. Поясню, о чем идет речь. В методике И. Иранковой в связи со знаком выделены блоки эмоций, среди которых как разные по модальности перечисляются тревога, беспокойство, боязнь, робость, страх, ужас, с одной стороны, и удовольствие, восторг, наслаждение, блаженство, радость, ликование — с другой стороны. Мне представляется, что логичнее было бы, используя ось активации (уровня возбуждения), говорить об оттенках проявления эмоционального реагирования: в одном случае, об эмоциональном тоне удовольствия, который при усилении называется наслаждением, блаженством, а затем и восторгом, в другом случае — об эмоции радости, которая при сильной выраженности обозначается как ликование, и в третьем случае — об эмоции тревоги (беспокойства), которая по мере усиления обозначается как боязнь, страх и, наконец, ужас; в четвертом же случае возрастание недовольства дает следующую цепь словесных обозначений этого негативного переживания: раздражение — возмущение — гнев (негодование) — ярость — бешенство.

С учетом этого не очень логична попытка Дж.

Рассела с коллегами применить метод многомерного шкалирования к субъективным оценкам сходства эмоций, дававшихся испытуемыми вербально. Ими была получена двухмерная круговая модель эмоционального опыта. В этой модели эмоции располагаются по кругу в такой последовательности: удовольствие (0 °), возбуждение (45 °), активация (90 °), дистресс (горе-печаль — 135°), неудовольствие (180°), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315 °). Нелогичность этой модели мне видится в том, что в ней чаще речь идет о физиологических состояниях активации, чем о разных по знаку и модальности эмоциональных реакциях. Дж. Рассел с коллегами применили ММШ к субъективным оценкам сходства эмоций, дававшимся испытуемыми вербально. В результате была получена двухмерная круговая модель эмоционального опыта. В этой модели эмоции располагаются по кругу в следующей последовательности: удовольствие (0″), возбуж-

5. Трехмерная модель эмоций В. Вундта

5. Трехмерная модель эмоций В. Вундта

дение (45 °), активация (90 °), дистресс (горе-печаль — 135 °), неудовольствие (180 °), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315°). Нелогичность этой модели мне видится в том, что в ней чаще речь идет о физиологических состояниях активации, чем о разных по знаку и модальности эмоциональных реакциях. На рис. 9.6 показано двухмерное пространство терминов, характеризующих человека, переживающего различные эмоции.

6. Двухмерное семантическое пространство эмоций Дж. Рассела

6. Двухмерное семантическое пространство эмоций Дж. Рассела

Таблица 9.Отражение различных элементов экспрессии другого человека подростками

Элемент экспрессии Абсолютное число зафиксированных элементов Процентное соотношение элементов
Речь 155 14,2
Мимика 150 13,8
Жестикуляция 64 5,8
Походка 183 16,8
Динамика 296 27,2

го сотрудниками в процессе обширного кросскультурного исследования людей, пользующихся английским, греческим, польским и эстонским языками. Изоморфизм перцептивного и семантического эмоционального пространства свидетельствует о единстве принципов кодирования информации об эмоциях на перцептивном и семантическом уровнях.

Для распознавания эмоций другого человека используются различные каналы экспрессии: мимика, речь, вегетативные и двигательные реакции. В исследовании В. Н. Куницыной (1973) с использованием метода словесного портрета было выявлено, что 14-летние подростки этими каналами пользуются неодинаково (табл. 9.1).

Последняя строка в таблице свидетельствует о том, что подростку легче дать общую оценку экспрессии человека по ее динамике в процессе общения, чем по отдельным каналам экспрессии. Трудно сказать, насколько представленные в таблице данные отражают возрастные особенности подростков, так как другие возрастные группы автором не изучались.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
РАСПОЗНАВАНИЕ ПЕЧАЛИ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
РАСПОЗНАВАНИЕ НАСЛАЖДЕНИЯ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
РАСПОЗНАВАНИЕ СТРАХА У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Распознавание гнева у других людей
БЕРГФЕЛЬД А.Ю. О ВОСПРИЯТИИ СУБЪЕКТОМ ЭМОЦИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
ПРИНЦИП Е. ЗАБОТА О БЛАГОПОЛУЧИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
РАСПОЗНАВАНИЕ ОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕЗРЕНИЯ У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
9.2. Информация, используемая человеком при опознании эмоций других людей
ПОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ЧЕЛОВЕКОМ В СОСТОЯНИИ ОДИНОЧЕСТВА
Барри У. ВЛИЯНИЕ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ВОСПРИЯТИЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
ОБУЧЕНИЕ НА ЖИВЫХ ПРИМЕРАХ: ГЛЯДЯ НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
ФУНКЦИИ ДРУГИХ РАБОЧИХ И НАХОДЯЩИХСЯ РЯДОМ ЛЮДЕЙ
ГАНДРАШИТОВА Л.Р. ПОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ЧЕ-ЛОВЕКОМ В СОСТОЯНИИ ОДИНОЧЕСТВА
Добавить комментарий