МОНАУРАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

Восприятие звукового стимула только одним ухом, т. е. на основании монаураль- ных признаков, может быть полезно для приблизительной оценки удаленности, однако известно что с помощью монаурального слуха возможна и некая рудиментарная форма локализации звука (Oldfield & Parker, 1986; Slattery & Middlebrooks, 1994). При решении вопроса об удаленности источника звука важным признаком является интенсивность, или громкость, звуковой волны, достигающей уха. Чем громче звук, тем его источник кажется ближе. Если одновременно слышны два звука, то более громкий обычно воспринимается как менее удаленный. Если громкость одиночного звука постепенно изменяется, то изменяется и восприятие его удаленности. Неподвижный наблюдатель воспринимает затихающий звук как удаляющийся, а тот звук, громкость которого возрастает, — как приближающийся. Все знают, что изменения громкости сирены специального траспортного средства — признак удаленности последнего.

Несмотря на то что физическое изменение интенсивности приближающегося или удаляющегося сложного аудиального стимула с точки зрения оценки удаленности движущегося источника звука и информативно, оно определяется не только удаленностью источника звука от наблюдателя. Интересно, что оценка удаленности движущегося источника звука от неподвижного наблюдателя зависит от того, приближается источник звука к наблюдателю или удаляется от него (Neuhoff, 1998). Изменение громкости приближающегося звука кажется наблюдателю большим по сравнению с аналогичным по величине изменением громкости удаляющегося звука. Иными словами, сложный звук, издаваемый приближающимся объектам, кажется наблюдателю более громким, чем аналогичный по громкости звук, издаваемый удаляющимся объектом Несмотря на то что в обоих случаях физические изменения интенсивностей равны по величине (но противоположны по направлению), существует зависящая от направления движения источника звука асимметрия в восприятии возрастающей громкости (приближающегося звука) и уменьшающейся громкости (удаляющегося звука). По данным Нейхоффа, не только изменение интенсивности приближающегося звука кажется более значительным, чем изменение интенсивности удаляющегося звука, но при увеличении интенсивности звука асимметрия восприятия возрастает. Эти результаты свидетельствуют о том, что громкие звуки (т. е. менее удаленные) имеют большее перцептивное значение, чем слабые.

С точки зрения жизни в реальном мире предпочтительное восприятие приближающихся звуков (сравнительно с восприятием удаляющихся звуков) весьма полезно, так как может обеспечить индивидуум экологическим, адаптивным преимуществом, поскольку приближающийся источник звука способен нести в себе жизненно важную, биологически релевантную информацию об окружающей среде, например он может сигнализировать о потенциальной опасности, которую таит в себе надвигающийся контакт или столкновение с движущимся источником звука.

В отличие от усиливающихся звуков ослабевающие звуки, источниками которых являются удаляющиеся объекты, как правило, несут в себе не столь важную информацию. Нейхофф так охарактеризовал адаптивное значение переоценки громкости усиливающегося, или приближающегося, звука: «Предпочтительная реакция на увеличивающуюся интенсивность гармоничных [сложных] тонов может обеспечить организм преимуществом, которое заключается в подготовке к контакту с источником звука или в увеличении запаса «прочности» при его приближении» (Neuhoff, 1998, р. 123). Следовательно, тенденция переоценивать усиливающиеся (приближающиеся) звуки отражает тот факт, что они имеют большее биологическое значение, чем затихающие (удаляющиеся) звуки.

Эффект Доплера. Другой признак изменения расстояния между неподвижным наблюдателем и движущимся источником звука является — частоты (и высоты) последнего. Возможно, вы сами обращали внимание на то, как изменяется звук сирены специального транспортного средства, проносящегося мимо вас. Это явление называется эффектом Доплера — по имени австрийского физика Иоганна Кристиана Доплера (1803-1853), который первым описал его в 1842 г. Эффект Доплера основан на том, что воспринимаемая частота звуковой волны зависит от скорости движения источника звука, а именно при движении источника звука частота каждой последующей звуковой волны несколько выше частоты предыдущей волны, В отличие от стационарного источника звука движущийся источник звука создает волны, которые хотя и распространяются во все стороны с постоянной скоростью, не имеют общего центра. Они имеют тенденцию к опережению («обгону») движущегося источника звука, в результате чего расстояние между следующими друг за другом волнами сокращается, и увеличивается частота звука. Перцептивный результат этого явления таков: с увеличением частоты звуковых волн, проходящих через данную точку, воспринимаемая в этой точен высота звука возрастает. После прохождения источника звука мимо неподвижного наблюдателя возникает обратная картина, а именно расстояние между волнами увеличивается, частота уменьшается, и звук воспринимается наблюдателем как более низкий. Подробнее эффект Доплера и влияющие на него параметры описаны в работе (Neuhoff & McBeath, 1996).

Особый интерес представляет эффект Доплера, возникающий в ситуации, когда источник звука движется со сверхзвуковой скоростью. Когда такой источник звука, как реактивный самолет, летит со скоростью, превышающей скорость звука, возникает гул, который слышен на достаточно большом расстоянии.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
БИНАУРАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
МОНОКУЛЯРНЫЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ
БИНОКУЛЯРНЫЕ ПРИЗНАКИ
ГЛАВА 5. ПРИЗНАКИ, КОНСТИТУИРУЮЩИЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ
Психологические признаки труда
ПРИЗНАКИ КОНФЛИКТОВ
ПРИЗНАКИ, СЦЕПЛЕННЫЕ С ПОЛОМ.
МОНОКУЛЯРНЫЕ ПРИЗНАКИ УДАЛЕННОСТИ И ГЛУБИНЫ
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБМАНА
ПРИЗНАКИ ПРОСТРАНСТВА И ПИКТОРАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД К ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПРИЗНАК
БИНОКУЛЯРНЫЕ ПРИЗНАКИ УДАЛЕННОСТИ И ГЛУБИНЫ
НАВОДЯЩИЙ ПРИЗНАК
ПРИЗНАКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ
Добавить комментарий