МОТИВАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ И ПЛОХОЙ

Это приводит нас к существенному моменту в области мотивации, поскольку существует много разных вещей, активизирующих мозг на производство тех химических агентов, о которых я говорил выше. Громкая рок-музыка, вдохновляющие патриотические песни или религиозные песнопения оказывают в этом плане одно и то же воздействие; аналогично обстоит дело и в случае весьма напряженного спортивного состязания. Для некоторых людей в качестве спускового механизма выступает порнография. Для других возбуждение, связанное с азартной игрой, столь же сильно активизирует мозг, который продуцирует те же химические вещества. Однако, согласно д-ру Теннанту, есть разница, когда мотивация осуществляется с помощью информации того рода, которой я делюсь с вами в данной книге, и эта разница заключается в следующем: вы получаете заряд этических, моральных ценностей, которые дают вам целенаправленность и надежду на успех. И это хорошо.

Прослушивание громкой рок-музыки тоже позволяет многим людям улучшить самочувствие, поскольку такого рода музыка стимулирует мозг, который начинают заполнять потоки допамина, яорэпинефрина, эндорфи-нов и других нейротрансмиттеров. Проблема состоит в том, что подобные гремящие звукозаписи часто поощряют нас — напрямую или косвенно — делать такие вещи, которые имеют нездоровый или противозаконный характер, например, вдрызг напиваться или же накачиваться наркотиками; некоторые «произведения» вроде гангстерского рэпа даже выступают в защиту убийства полицейских. Подумайте о тех мысленных картинах, которые рисуют у вас в голове такие, с позволения сказать, «стихи», как тексты подобных песен: убить полицейского, поджечь здание, оскорбить женщину или совершить самоубийство. Спросите себя: может ли это являться одним из факторов того во многом бессмысленного насилия, а также волны самоубийств, с которыми мы сегодня сталкиваемся в нашем обществе?

Д-р Уильям X. Филпотт утверждает, что рок-музыка, особенно хард-рок, оказывает на центральную нервную систему дезорганизующее воздействие, поскольку она то вдруг резко обрывается, то затем снова взрывается — и при этом содержит в себе чрезвычайно дезорганизованные структуры.

Эти соображения подкрепляет концертирующий пианист Стивен Нильсон, утверждающий, что «ритм и пульсации рок-музыки полны смятения и несовместимостей, которые в самом буквальном смысле создают в теле и душе не гармонию, а скорее дисгармонию, а также, возможно, порождают в нас антиобщественные мысли и поступки. В то же самое время чистое возбуждение ритмом весьма эффективно заполняет наш мозг лавиной нейротрансмиттеров, и в результате слушателей подобной музыки переполняет энергия и настрой на совершение всякого рода безрассудных и нелепых действий».

Растут свидетельства того, что без конца повторяющееся прослушивание безнравственной, антиобщественной или самоубийственной музыки может приводить к бедственным и даже катастрофическим последствиям. Психиатр д-р Луис Б. Кади, который ранее был концертирующим пианистом и может авторитетно судить о данной проблематике, указывает:

Рок-музыка в стиле хэви-металл, еще более мощный по звучанию кислотный рок, а также гангстерский рэп оказывают коварное и разрушительное воздействие на умы молодых людей. Большинство взрослых не понимает, что у молодых людей мозг продолжает расти и развиваться по меньшей мере до двадцати одного года. Если в течение этого периода устойчивого развития мозга дети и подростки постоянно кормятся такой «умственной пищей», которая внушает им, что секс, наркотики и преступные действия не только приемлемы, но даже желательны, то они фактически осуществляют своего рода «самопромывание мозгов», и в процессе этого те выраженные в текстовом сопровождении указанной музыки мысли и чувства, в которые они первоначально могли и не верить сознательно, постепенно становятся приемлемым и признанным образом мышления — где неограниченный добрачный секс, экспериментирование с наркотиками и алкоголем и даже дилетантское баловство преступными действиями кажется им вполне «нормальным» поведением, а вовсе не отклонением от общественных норм.

Трагедия заключается еще и в том, что эти анархические «стихи» еще сильнее вбиваются в умы молодых людей и в их бессознательные мысли и фантазии тяжелым и ритмичным пульсом сопутствующей музыки. Дополнительным фактором, приводящим к еще большему вредоносному потенциалу указанных текстов и музыки, является широкое распространение мобильных стереоплейеров, с помощью которых дети и подростки могут буквально программировать себя в течение каждого момента бодрствования— или, по крайней мере, до тех пор, пока батарейки не сядут окончательно.

Р. S. Рок-музыка шестидесятых и семидесятых годов, когда писались эти слова, даже не приближается по причиняемому вреду к сегодняшнему року и рэпу.

А теперь — хорошие новости

Надлежащая музыка тоже может быть средством поднятия настроя и поддержания порыва. В статье, которая напечатана в номере журнала «Psychology Today» за июль/август 1993 года, говорится:

Играйте или воспроизводите малышам, начинающим ходить, некоторые балетные мелодии — и это может напрямую воздействовать на их мозг. Если исследователи из Калифорнийского университета правы, то обучение малышей основам музыки распахивает их умы перед наукой и математикой.

Когда нейробиолог д-р Франсис Раушер тестировала способность трехлетних детей к рассуждениям, она нашла ее весьма недостаточной. Но после трех месяцев уроков музыки малыши очень умело складывали составные головоломки и кубики с рисунками. Д-р Раушер полагает, что музыка «тренирует» у маленьких детей те из врожденных базовых нервных связей, которые имеют отношение к абстрактным рассуждениям.

В ее исследованиях все дети, обучавшиеся в трех различных школах с разным контингентом учащихся, после музыкальных занятий лучше проявляли себя при тестировании независимо от их социально-экономического статуса. Они подняли свои умственные способности выше среднего уровня с помощью ритмичных мелодий, разучиваемых на клавиатуре, — музыка развила их умы. «Следует рассматривать музыку как своего рода праязык, который в раннем возрасте возбуждает врожденные структуры мозга и способствует их более широкому использованию в других высших когнитивных (познавательных) функциях».

Раушер недавно играла некоторые произведения Моцарта учащимся колледжа Ирвина, причем, как и предсказывалось, после этого старшеклассники мастерски, что называется, «со свистом», справились с домашними заданиями по математике. Именно сочетание линейного и структурированного формата в таких пьесах великого австрийца, как «Eine Kleine Nachtmusik» («Маленькая ночная серенада»), настраивает умы людей на математический лад. У Моцарта музыкальные пассажи повторяются весьма логичным и ритмичным образом.

Согласно мнению известного венгерского специалиста в вопросах музыки.д-ра Клары Кокаш, формальное обучение музыке улучшает успеваемость по всем другим школьным предметам. Она установила, что дети, которые получили формальное музыкальное образование, лучше успевают по всем другим школьным предметам, причем рост показателей достигает 30 процентов. Полученные ею результаты показали, что усилия, требуемые для изучения музыки как теоретической дисциплины, позволяют детям легче овладеть такими предметами, как математика и языки. Можно сказать, что хорошая музыка вдохновляет нас добиваться большего успеха и продвигает нас на более высокий уровень мышления и функционирования. Однако — и это верно без всяких исключений — музыка, которая эффективно воздействует столь полезным образом, имеет тот же ритм, что и наши тела; это касается приятных мелодий, маршей, патриотической и религиозной музыки, равно как и классических произведений Шопена, Шуберта, Бетховена, а также многих других мастеров.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ
ЭТО ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОШИБОЧНЫМ
ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ: КОГДА МЕДИАТОРСТВО МОЖЕТ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ.
БЫТЬ МОЖЕТ, МЫ ВСЕ ДОЛЖНЫ МОЛИТЬСЯ О НИСПОСЛАНИИ ПРОБЛЕМ
Виды труда, в которых может быть сформирован эффективный ИСД
НЕУДАЧА МОЖЕТ И ДОЛЖНА ПОВЫШАТЬ МОТИВАЦИЮ
1. БЫТЬ КАК ДРУГИЕ (БЫТЬ С ДРУГИМИ, БЫТЬ ДЛЯ ДРУГИХ)
МОЖНО ЛИ ИНСТРУКЦИИ УПРОСТИТЬ (УБРАТЬ НЕПОНЯТНЫЕ СЛОВА) И ЗАПИСАТЬ ИХ В АУДИО? МОЖЕТ БЫТЬ, ПОСТЕПЕННО ПОДСОЗНАНИЕ ЗАБЫВАЕТ, ЧТО ВООБЩЕ ОТ НЕГО ХОТЯТ, И КЛЮЧ ТЕРЯЕТ «СИЛУ ДОЛБЛЕНИЯ».
В. Не быть (а) как другие, (б) с другими, (в) для других – не быть самим собой.
Б. Не быть (а) как другие, (б) с другими, (в) для других – быть самим собой.
А. Быть (а) как другие, (б) с другими, (в) для других – не быть самим собой.
Д. БЫТЬ И/ИЛИ НЕ БЫТЬ (А) КАК ДРУГИЕ, (Б) С ДРУГИМИ, (В) ДЛЯ ДРУГИХ.
"БЫТЬ – НЕ БЫТЬ" В СОЦИАЛЬНОМ И ВНУТРИЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
ОН ДУМАЕТ, ЧТО ПЛОХОЙ — ВЫ
Плохой характер.
МОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ МУЖЕСТВОМ
ВЫ ТОЖЕ МОЖЕТЕ ВСТАТЬ И СДЕЛАТЬ
КТО МОЖЕТ УЛИЧИТЬ ЛЖЕЦА?
Добавить комментарий