МУЛЬТИСТАБИЛЬНЫЕ ФИГУРЫ И АДАПТАЦИЯ

Если доступная наблюдателю информация о глубине дает достаточно оснований для ее двоякого толкования, альтернативные варианты восприятия одной и той же фигуры равновероятны (или почти равновероятны). После продолжительного рассматривания такой мультистабильной фигуры, как куб Неккера, спонтанная смена одного восприятия другим начинает учащаться. Полагают, что в основе этого явления лежит механизм селективной адаптации и «усталости-восстановления». Сторонники подобного объяснения исходят из того, что в восприятии разных возможных вариантов обратимой фигуры участвуют разные каналы зрительной системы (Crunau et al., 1984; Long et al., 1983; Long & Olszweski, 1999; Long et al., 1992; Toppino & Long, 1987). Более того, при функционировании этих каналов протекают взаимоисключающие друг друга процессы, в результате чего в каждый данный момент воспринимается лишь один из двух возможных вариантов (эти каналы функционируют аналогично тому, как, предположительно, функционируют и каналы, участвующие в создании эффектов последействия геометрии поверхности объекта, цвета, наклона и движения, речь о которых шла в предыдущих главах). По истечении определенного промежутка времени восприятие одного из возможных вариантов мультистабильной фигуры селективно адаптируется и постепенно «утомляется», в результате чего возникает восприятие другой альтернативы. По прошествии какого-то времени и оно «утомляется», и ему на смену приходит первоначальная версия, которая к этому моменту уже успела «оправиться от усталости». Однако это «восстановление сил» неполное, в результате чего смена вариантов восприятия начинает происходить быстрее. Если продолжать всматриваться в мультистабильную фигуру, продолжится и этот процесс, причем спонтанное чередование восприятий будет происходить со все возрастающей скоростью до тех

35. а — куб Неккера (1832). После непродолжительного

35. а - куб Неккера (1832). После непродолжительного

рассматривания восприятие глубины куба изменяется на противоположное. 6- фигура, которая воспринимается как сочетание либо 6, либо 7 кубиков, в — лестница Шредера (1858). Фигура, которая воспринимается то как лестница, то как нависающий карниз, г — каждый из концов этой фигуры, представляющей собой набор колец, попеременно воспринимается то как ближний, то как дальний, д — иллюзия Маха (1866).

В результате продолжительного всматривания в него плоскостное изображение сложенного листа бумаги изменит свою пространственную ориентацию, е — иллюзия Ноя Шиффмана (1979). Пример мультистабильной фигуры, не содержащей ни знакомых форм, ни прямых углов, ни кругов

пор, пока эта скорость не достигнет постоянного значения. Следовательно, флуктуации восприятия пространственной ориентации фигур с неоднозначными пространственными характеристиками являются результатом циклического характера процесса «утомления и восстановления». Вспомните рис. 7.33: восприятие таких

36. Измененный куб Неккера

Когда перекрывание (или частичное загораживание) линейных сегментов таково, что пространственная неопределенность фигуры уменьшается, изменение кубом Неккера его пространственной ориентации на противоположную становится значительно менее вероятным

пространственно неопределенных, обратимых фигур, как куб Неккера, скорее может быть подвержено влиянию перцептивной установки (perceptive set), чем «адаптации-усталости». Известна точка зрения, согласно которой возникновение во время рассматривания куба Неккера либо перцептивной установки, либо вызванных адаптацией спонтанных смен перцептивных альтернатив зависит от продолжительности рассматривания (Long, Toppino & Mondin, 1992). Как уже отмечалось в главе 7, при очень непродолжительном рассматривании — менее 100 мс — врзникает эффект перцептивной установки. При более продолжительном рассматривании, а в данной главе речь идет именно о таких условиях, имеет место влияние «адаптации-усталости», и альтернативные варианты восприятия спонтанно сменяют друг друга. Если же к такой мультистабильной фигуре, как куб Неккера, добавлены признаки глубины, делающие более вероятным какой-либо один вариант ее восприятия, то в отличие от цикличной смены перцептивных альтернатив доминирует восприятие, соответствующее этим признакам. В тех случаях, когда признаки глубины выражены более четко, возможности для двоякого толкования пространственной ориентации фигуры значительно уменьшаются и изменение ее пространственной ориентации на противоположную становится менее вероятным (рис. 10.36).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
МУЛЬТИСТАБИЛЬНЫЕ (ОБРАТИМЫЕ) ФИГУРЫ С ДВОЙСТВЕННЫМ ВОСПРИЯТИЕМ ГЛУБИНЫ
ФИГУРА И ФОН (FIGURE /GROUND)
ТЕСТ СКРЫТЫХ ФИГУР (HIDDEN FIGURE TEST)
«НЕВОЗМОЖНЫЕ ФИГУРЫ»
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ФИГУРОЙ И ФОНОМ
ТЕСТ ЗАМАСКИРОВАННЫХ ФИГУР (EMBEDDED FIGURES TEST, EFT)
МЕТОДИКА «ВКЛЮЧЕННЫЕ ФИГУРЫ»
ОРИЕНТАЦИЯ ФИГУРЫ И ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ
ФИГУРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ ИЛЛЮЗОРНЫЕ ЭФФЕКТЫ
ФОН ДЛЯ ФИГУРЫ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Особенности деталей, которыми очерчена фигура
ЗАМАСКИРОВАННАЯ ФИГУРА, ОБНАРУЖЕННАЯ С ПОМОЩЬЮ ПЕРЦЕПТИВНОЙ УСТАНОВКИ
УДК 159.О.Б. ПОДОБИНА ФИГУРА ОТЦА КАК РЕСУРС СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Е. А. Золотухина ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ АДАПТАЦИИ НОВОБРАНЦЕВ С РАЗНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ АДАПТАЦИИ
Добавить комментарий