Муратшина Ямиля Бикьяновна ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В науке о языке и его преподавании в своих исследованиях А. С. Маркосян(2004) отмечает, что существует множество классификаций и терминологических систем, ориентированных на интерпретацию различных социологических ситуаций. По его мнению, Россия представляет собой живую энциклопедию таких случаев. В ней функционирует не менее 150 родных языков с абсолютно различным социолингвистическим статусом — от мировых языков до бесписьменных племенных языков; носители этих языков пользуются ими как родной языковой среде, так и в окружении носителей других языков.

По мнению Т.Г. Стефаненко(1998, 2003), А.И. Донцова(1997), В.А. Тишков(2001), существует несколько объяснительных концепций этнического возрождения во второй половине XX в. Стремление к этнической идентичности имеет разнообразные формы — от попыток реанимировать старинные обычаи и обряды до создания или восстановления национальной государственности. Существование диаспор и образование национальных общин можно считать формой экстерриториального или нетерриториального национально-культурного самоопределения.

По результатам исследования Л.М. Науменко — употребление этнического языка позитивно влияет на развитие и сформированность этнической идентичности в частности белорусов. Аналогичные данные были получены в Канаде при выявлении связи между сохранением франкоканадцами идентичности и «материнского языка».

Тем не менее, Т.Г. Стефаненко отмечает, что связь между языком и этнической идентичностью не столь однозначна, как представляется на первый взгляд. Во-первых, когда этнические группы, живущие в иноэт- ническом окружении и перешедшие на другой язык, стойко сохраняют свою этническую идентичность. Например: армяне в Грузии и на Северном Кавказе, мордва за приделами своей основной этнической территории, айны в Японии, корейцы в бывшем СССР, татары в Польше, арабы в США, китайцы и шотландцы в Канаде. Во-вторых, в некоторых исторических ситуациях этнический язык, не выполняющий коммуникативной функции, может представлять собой высоко ценимый символ этнической идентичности Giles (1981).

Языки предков — гаэльский, валлийский, бретонский, валенсийский — оцениваются как важные аспекты групповой идентичности, хотя они не являются разговорным языком для большинства членов той или иной общности.

Для сохранения и развития языка А.С. Маркосян приводит три фактора:

а) язык должен быть родным для значительной части компактно проживающего населения; он должен употребляться в семье, в повседневной жизни, на месте работы;

б) он должен быть языком преподавания с первого класса; быть только преподаваемым на манер иностранного — совершенно недостаточно для его сохранения;

в) он должен выполнять общественные, публичные функции, быть официальным языком страны или части страны.

Как отмечают В.С. Кукушкин и Л.Д. Столяренко, к профессиональной компетентности учителя, работающего в национальной школе, актуально предъявление требований, связанных с необходимостью учета им не только индивидуальных, но и национально-психологических особенностей личности обучающегося. Составляющими профессионализма учителя, такого образовательного учреждения могут считаться: этносоциальная компетентность, готовность к преодолению трудностей в коммуникативном воздействии с представителями разных этносов, адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности, культура межнационального общения.

Быть этнокультурно компетентным, по мнению Д. Нэсбит — это, значит, признать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Другими словами, этнокультурная компетентность позволяет учителю найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в современной деятельности, а, следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличавшимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ШАПОВАЛОВА О.В. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНОШЕЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ ТРЕНЕРАМИ И УЧИТЕЛЯМИ
Психотехническая подготовка учителей в контексте общей гуманизации школы
Как найти Учителя? Способность учиться
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (NATIONAL COLLEGE OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGY)
Школы профессиональной психологии (schools ofprofessional psychology)
Р. З. Сабанчиева ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Кагермазова Л. Ц. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИРЕКТОРА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
САМООБРАЗОВАНИЕ - ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Ф. Р. Малюкова, Е. А. Зяблецева ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Добавить комментарий