Надличностная область психики

Вторая важная область, которую непременно следовало бы добавить к той картографии человеческой психики, которая представлена конформистской психиатрией, когда мы приступаєм к работе с холотропными со стояннями, теперь извесгна под именем надличносгной или трансперсональной. Буквально зтот термин означает «просгирающийся за личное», или «превосходящий персональное»*. Переживання, которые беруг начало на зтом уровне, влекут за собой расширение наших обычно признаваемых границ (нашего тела и нашего Я) и ограничений трехмерного просгрансгва и линейного времени, к которым сводится наше восприятие мира при обычном состояний сознания. Надличностные переживання лучше всего могут определяться через сравнение с нашим повседневным опытом самих себя и мира, или, точнее, стем способом, каковым нам надлежит переживать себя самих и окружающую обстановку, чтобы производить впечатление «нормальних» в соответсгвии со стандартами нашей собсгвенной культуры и современной психиатрии.

В обычном или нормальном состоянии сознания мы переживаем себя как ньютоновы обьекгы, сущесгвующие в границах нашей кожи. Американский писатель и философ Алан Уоттс говорил о таком переживании себя, как об отождесгвлении с «зго в оболочке из кожи». Наше восприятие окружающего ограничивается физиологическими пределами наших органов чувсгв и физическими характеристиками среды. Ведь мы не можем видеть предмети, от которых нас отделяет толсгая стена, корабли за горизонтом или обратную сторону Луны. Если мы находимся в Праге, то нам не расслышать, что о нас говорят наши друзья в Сан-Франциско. Не почувсгвовать нам и мягкосгь каракуля, пока наша кожа не придет в непосредсгвенное соприкосновение с

ним.

Вдобавок, ярко, всеми нашими чувсгвами мы можем переживать только те собьггия, что происходят в насгоящий момент. Мы можем вспоминать прошлые и предвосхищать будущие собьггия или воображать их, и, тем не менее, — все зто переживання, совершенно отличные от прямого и непосредсгвенного переживання насгоящего момента. Но в надпичносгных сосгояниях сознания ни одно из приведеннях выше ограничений не является безусловным и любое из них вполне может быть преодолено. Для просгрансгвенно-временного диапазона наших органов чувсгв нет никаких пределов, и со всей полнотою наших ощущений мы можем переживать происшесгвия, происходившие в прошлом, а временами даже и те, что еще не произошли, но произойдут в будущем.

Спектр надпичносгных переживаний чрезвычайно богат и включает явлення с нескольких различных уровней сознания. Таблица 2.2 предсгавляет собой попытку переч ислить и классифицировать различные типы переживаний, которые, по моєму мнению, принадпежат надличносгной обласги. Я лично пережил ббльшую часть явлений, перечисленных в зтой сводной таблице, а также неоднократно в процессе работы наблюдал их у других людей. В контексте зтой книги я не имею возможносги представить определения и описання всех типов данных переживаний и проиллюстрировать их примерами из клинической работы. Позтомуя отсылаю заинтересованных читателей к моим предыдущим публикациям (Сго^ 1975, 1985, 1988).

Как видно из таблицы, надличностные переживання могут быть подразделены на три большие категории. Первая из них главным образом предполагает превосхождение обычных просгрансгвенных и временных барьеров. Расширение переживаний за пространсгвенные границы «зго в оболочке из кожи» приводит к переживанням слияния с другой личностью в состояний, которое можно было бы назвать «двуединсгвом», к принятию в себя самобытность другой личности или к отождествлению с сознанием целой группы людей, такой, как все матери мира, все население Индии или все узники концлагерей. Сознание наше может простираться насголько далеко, что, кажется, способно обьять все человечество. И подобные переживання описывались в мировой духовной литературе неоднократно.

Подобным же образом мы можем превзойти пределы человеческого опыта и отождесгвляться с сознанием различных животных и растений или даже с неким видом сознания, которое, по всей видимосги, соотнесено с неорганическими обьектами и процессами. В самыхже край них случаях можно пережить и сознание биосферы, всей нашей планеты или всей материальной вселенной.

Нелепые и невероятные, как могло бы показаться какому-нибудь западнику, приверженному монисгическому материализму, зти переживання предполагают, что все то, что мы переживаем в повседневном состояний сознания только как предмет, в холотропном состояний сознания обладает соответсгвующей субьективной предсгавленносгью. Так, как будто у всего во вселенной имелась бы своя обьективная и субьекгивная сгороны — а ведь именно так все зто и описывается в великих духовных философиях Востока. Индуисты, например, все существующее видят как проявление Брахмы, а даосы мыслят вселенную как Преображення Дао.

Другие же надпичносгные переживання из зтой первой категории характеризуются по преимуществу преодолением скорее временных, нежели просгранственных границ — превосхождением линейного времени. Мы уже говорили о возможности досговерного воспроизведения значимых воспоминаний детства и о повтори ом проживании травмы рождения. Н о та же исгорическая регрессия может идти и дальше и вызывать досговерные зародышевые и змбриональные воспоминания из разных периодов внутриутробной жизни. Ничем из ряда вон выходящим не является и переживаемое на уровне клеточного сознания полное отождесгвление себя со спермой и яйцеклеткой в момент зачатия.

Но и на зтом процесс воссгановления в памяти о нашем создании не осганавливается. В холотропных состояниях мы можем переживать собьггия, относящиеся к жизни наших человеческих и животных предков, или даже такие, что, по всей видимосги, идуг из расового и коллективного бессознательного, как оно описано у К.Г. Юнга. Очень часто бывает, что переживання собьггий, которые, как предсгавляет ся, происходили в других культурах и в иные исторические периоды, сочетаются с ощущением личного воспоминания, убедительными ощущениями уже виденного и пережитого. В таких случаях люди говорят о воскрешений воспоминаний из прошлых жизней, или предыдущих воплощений.

Переживання в холотропных состояниях могут увлекать нас и в микромир, в структури и процессы, которые обычно недоступны нашим органам чувств. К ним принадлежат сцены, напоминающие кадры из фильма Айзека Азимова «Фантасгическое странствие», которые изображают мир наших внутренних органов, тканей, клеток и даже вовлекают в полное отождесгвление с ними в процессе переживання. Особенно захватывающими выглядят ОПЫТЫ с ДНК в СОЄДИНЄНИИ с прозрениями в наипотаеннейшее таинсгво жизни, размножения, наследственносги. Изредка зтот тип надличносгного опыта может увлекать нас даже в неорганический мир молекул, атомов и злементарных часгиц.

Описываемое до сих пор содержание надпичностных переживаний сосгоит из различных явлений, существующих в просгрансгве и времени. Они включают злементы нашей повседневной, знакомой действительносги — других людей, животных, расгения, вещества и прошлые собьггия. Зти переживання насголько связаны с нами, что мы обычно считаем, что сами по себе они не содержат ничего необыкновенного. Они принадпежат к дейсгвительносги, которую мы знаєм, мы принимаем их сущесгвование, считая само собой разумеющимися. Так что, говоря о двух вышеописанных категорияхи надличносгных переживаний, мы поражаємся не их содержанию, но тому обсгоятельсгву, что являємся свидетелями чего-то, либо полносгью отождесгвляемся с чем-то, что обычно было недоступно нашим органам чувсгв.

Мы знаєм, что в мире сущесгвуют беременные самки китов, но нам не свойсгвенна способносгь доподлинно пережить то, что я и есгь такая самка. Мы с готовносгью признаєм, что когда-то произошла Французская революция, но нам несвойсгвенна способносгь наяву пережить то, что мы в ней учасгвуем и, раненые, лежим на парижских баррикадах. Мы знаєм, что в мире везде, где мы отсугствуем, происходит множесгво вещей, но обычно считается невозможным переживать что-либо, происходящее вдали от нас (конечно, не через спутник или телевидение). Нас может поразить также и то, что мы обнаруживаем, что наше сознание связано с низшими животными, расгениями и даже с неорганической природой.

Вторая категория надличносгных явлений предсгавляется еще более сгранной. В холотропных сосгояниях наше сознание может простираться до сфер и измерений, которые западная индусгриальная культура не считает за «реальные». К ним относятся многочисленные видения архетипических существ, богов и демонов различных культур и даже отождествления с ними, посещения причудливых мифологических ландшафтов. В данном случае мы можем достичь интуитивного понимания мировых символов, таких как крест, нильский крест, или знкх, свастика, пентакль, шесгиконечная звезда или знак инь-ян. Мы также можем пережить всгречу и общение с бесплотными и сверхчеловеческими сущностями, с духами-хранителями, с внеземными существами или обитателями параллельных миров.

На своих самых дальних горизонтах наше индивидуальное сознание может превзойти все границы и отождествиться с Космическим Сознанием или Мировым Умом, извесгным под многими разными именами — Брахман, Будда, Космический Христос, Кетер, Аллах, Дао, Велкий дух и т. д. Пределом всех переживаний оказывается отождесгвление со Сверхкосмической и Метакосмической Пустотой — непосгижимой и изначальной бессодержательностью и небытием, — осознающей себя и являющейся исконной колыбелью всего сущего. У нее нет конкретного содержания, но она все содержит в себе в зачаточном и непроявленном виде.

Третья категория надпичностных переживаний содержит явлення, которые я называю психоидными, используя понятие, введенное основателем витализма Хансом Дришем и принятое К.Г. Юнгом. Зта груп па включает в себя явлення, в которых внутрипсихические переживання соединяются с соответствующими собьггиями во внешнем мире (или, точнее, в соотнесенной с ними реальности), что с ними связаны содержательно. Психоидные переживання покрывают широкий круг явлений — от синхронностей, духовного исцеления и обряцовой магии до психокинеза и других феноменов, демон стрирующих власть духа над материей, известных из йогической литературы как сиддхи (Сгсгї, 1988).

Надпичностные переживання имеют множество сгранных характеристик, вдребезги разбивающих самые основополагающие метафизические предпосылки материалистического мировоззрения и ньютоново-картезианской парадигмы. Те исследователи, которые изучали или лично переживали зти захватывающие феномены, понимают, что попьггки конформистской науки отбросить их, как бесполезные игры человеческого воображения или как неустойчивые, вызываемые галлюцинациями продукти больного мозга, наивны и неполноценны. Любое непредвзятое изучение надличностной обласги психики непременно подтверждает, что феномени, с которыми здесь сталкиваются, решительно опровергают не только основополагающие положення современной психиатрии и психологии, но и всей западной философии науки в целом.

Хотя надпичностные переживання происходят в ходе глубокого индивидуального самоосвоения, невозможно толковать их просто как внутрипсихические явлення в общепринятом смысле. С одной сторони, ОНИ появляются в той же среде переживаний, что и переживання биографические или околородовые, и, таким образом, являются исходящими изнутри индивидуальной психики. Но, с другой сторони, они почему-то прямо, без посредства наших органов чувств, подключаются к источникам информации, которые, несомненно, располагаются далеко за пределами того, что, как общепризнанно, данному индивиду доступно.

Где-то на околородовом уровне психики, по всей види мости, происходит странное переключение: то, что было до зтого момента глубоким внутрипсихическим зондированием, становится сверхчувственным переживанием различных сторон мира в целом. Люди, пережившие подобиый переход из внутреннего к внешнему, сравнивали его с графикой голландского художника Морица Зшера, иные же рассуждали о «многомерной ленте Мебиуса в переживаний». Судя по всему, данные наблюдения подтверждают базовой догмат некоторых ззотерических учений, таких как тантра, каббала или герметическая традиция, согласно которым каждый из нас является микрокосмом, чудесним образом содержащим в себе всю вселенную. В мистических тексгахзто виражалось такими формулами, как «что вверху, то и внизу» или «что снаружи, то и внутри».

Наблюдения показывают, что мы можем получать сведения о вселенной двумя в корне различающимися путями. Общепринятый способ обучения основывается на чувственном восприятии, на анализировании и синтезировании данных нашим мозгом. Радикальная альтернатива, которая сгановится доступной в холотропных сосгояниях сознания, — зто обучение через прямое отождесгвление с разнообразными сторонами мира. В контексте сгарой мыслительной парадигмы, притязания древних ззотерических учений, со гласно которым микромир способ єн воспроизводить в себе макромир, или часть может содержать в себе целое, казались до крайносги нелепыми, поскольку погрешали против здравого смысла и нарушали злементарные принципи арисготелевой логики. Н о все в корне перем єни лось после открытия лазера и оптической голографии, проложивших новые пути к пониманию связи части и целого. Голографическое и голономное мышление на первых порах предосгавило понятийные рамки для научного подхода к зто му необычному механизму (ВоИт, 1980; РгіЬгат, 1981; І_а52Іо, 1993).

ОТЧЄТЫ людей, переживших зпизоды змбрионального существования, момент зачатия и злементы сознания клетки, ткани и органа изобилуют медицински точними прозрениями, относящимися к анатомической, психологической и биохимической сторонам затронутого процесса. Подобным же образом наследсгвенные, расовые и коллективные воспоминания и переживання прошлых жизней часто предоставляют очень характерные подробносги об архитекгуре, нарядах, оружии, видах искусств, общественном усгройсгве, религиозных и обрядових ДЄЙСТВИЯХ в соответсгвующих культурах и исгорических периодах и даже о конкретних исгорических событиях.

Люди, испытавшие филогенетические переживання или отождесгвление с сущесгвующими видами жизни, не только считают зтот опыт необыкновенно досговерным и убедительным, но нередко во время таких переживаний получают необыкновенные озарения относительно психологии, зтологии и особых повадок животных или особенносгей их размножения. Иногда зто сопровождается архаическими мышечными иннервациями, для людей нехарактерними, и даже такими сложными видами поведения, как исполнение брачныхтанцев предсгавителем какого-либо отдельного вида животных.

Неразрешимые философские трудносги, связанные с описанными наблюдениями, сами по себе уже слишком внушительные, кроме того, увеличиваются еще и тем обстоятельсгвом, что надличносгные переживання, сголь досговерно отражающие материальный мир просгрансгва и времени, часто появляются без какого-либо разрыва в той же самой размерносги, как и переживання другие, такие, что содержат такие злементы, которые западный индустриальный мир реальними отнюдь не считает, и тесно с ними взаимно переплетаются.

Сюда, например, входят переживання, содержащие богов и демонов из различных культур, а также такие мифические обласги, как небеса и райские земли, легендарные и сказочные царства.

Например, у нас может быть переживание небес Шивы, рая ацтекского бога дождя Тлалока, шумерского подземного мира или одного из буддийских горячих адов. Можно также общаться с Иисусом, испытать разрушительную всгречу с Кали или отождествиться с танцующим Шивой. Но даже такие зпизоды могут сообщать новые досговерные сведения о религиозном символизме и мифических мотивах, которые прежде не были известны вовлеченной в них личносги. Такого рода наблюдения подтверждают идею К.Г. Юнга о том, что, помимо фрейдовского индивидуального бессознательного, мы также можем получать доступ к коллекгивному бессознательному, содержащему в себе культур ное наследие всего человечесгва рипд, 1959).

Моя классификация надличносгных переживаний является строго феноменологической, а не иерархической, ибо она не определяет уровни сознания, на которых они происходят. Именно позтому интересно сравнить зту схему с описанием тех уровней духовной зволюции у Кена Уилбера, которые, согласно его представленням, следуют за полным слиянием ума и тела (в его терминологии зто послекентаврические уровни зволюции сознания) (\МІЬег, 1980). Но параллели межцу его зволюционной схем ой и моей картографией надличносгных переживаний обнаружить нетрудно.

Создавая свою зволюционную карту духовно-психического развития, Уилбер использовал исключительно материалы, заимсгвованные из древней духовной литературы, главным образом из индуизма Веданты и буддизма Тхеравады. Мой же данные были почерпнути из результатов клинических наблюдений над предсгавителями современной Европы, Северной и Южной Америк, Авсгралии и дополнены результатами ограниченного опыта работы с японскими и восгочноиндийскими группами. Таким образом, моя работа предосгавляет змпирические свидетельсгва о сущесгвовании большинсгва переживаний, включенных в схему Уилбера. Зто также показывает, что описання, содержащиеся в древних духовных исгочниках, все еще в значительной степ єни относятся и к современному человечесгву. Тем не менее, как мы увидим, зти схеми в точности не совпадают, и включение моего материала в его схему потребовало бы определенных добавлений, видоизменений и поправок.

Уилберовская схема послекентаврической духовной обласги включает в себя тонкие уровни, низший и высший, и причинные уровни, также низший и высший, и так называемое Предельное или Безусловное. Согласно его представленням, нижчий тонкий, или асгрально-психический уровень сознания, харакгеризуются некой сгепенью отделения сознания от ума и тела, которая превосходит то, что было досгигнуто на уровне кентавра. Таким образом, на зтом уровне сознание способно превосходить нормальнеє способносги ума и тела и действовать путями, которые казались невозможными и нереальными обычному уму.

По словам Уилбера, «астральний уровень, в сущносги, включает в себя переживання выхода из тела, определенное оккультное знание, ауру, подпинную магию, «асгральные путешесгвия» и т. д.». И уилберовское описание психического уровня содержит разнообразные «пси» феномены: сверхчувсгвенное восприятие, предвидение, ясновидение, психокинез и другие. В зтой связи он также ссылается на «Йога-сутру» Патанджали, которая относит на счет психического уровня все паранормальные способносги, феномены, демонсгрирующие власгь духа над материей, или СИДДХИ.

В высшей тонкой сфере сознание полносгью обособляется от обычного ума и сгановится тем, что может быть названо «над-самосгью» или «над-умом». Уилбер помещает в зту область высшую религиозную интуицию и вдохновение, видение божественного света, слышание гласа божьего и высшие божественные силы: духов-хранителей, ангельские существа, личных божеств — иштадевата, дхьяни-будд, и архетипы божеств — и всех их он рассматривает как высшие архетипические прообразы нашего собственного существа.

Как и тонкий уровень, уровень причинний также может быть подразделен на низший и высший. Уилбер полагает, что низшая причинная сфера проявляется в состояний сознания, известном как савикальпа самадхи, переживання последнего бога, основы, сущносги и источника всех архетипических проявлений или явлений более низких божеств, встречавшихся в тонких сферах. Тогда логично, что высшая причинная сфера будет включать «полное и окончательное превосхождение и освобождение в Безвидное Сознание, Беспредельное Сияние». В данном случае Уилбер подразумевает индуистское нирвикальпа самадхи, ниродху буддизм а Хинаяны и восьмую из десяти аллегорий Дзен-буддизма о поимке быка*.

На последнем уилберовском уровне, уровне Безусловного, Сознание пробуждается как его Изначальное Сосгояние и Таковость (татхата), которое является в то же время всем, что єсть, будь оно грубое, тонкое или причинное. Различие между свидетельствующим и свидетельствуемым исчезает, и тогда восстает весь Ход Мира от мгновения к мгновению, как твоє собственное Бьггие, вне коего и прежде коего ничего нет.

Как я уже упоминал ранее, мои собственные переживання и наблюдения вносят вспомогательные свидетельсгва о переживаемых состояниях, включенных вУилберову онтологическую и ко смол о гиче скую схему. Субьекгы, с которыми мне приходи лось работать на протяжении многих лет, испытывали и описывали переживання большинсгва явлений, занесенных в его схему. В зтом отношении не были исключением и мой собсгвенные сеансы, ибо я лично сгалкивался с большинсгвом подобных переживаний и описывал их в своих отчетах. Я считаю зти совпадения чрезвычайно важными, поскольку в моих материалах представлены подлинные непосредсгвенные наблюдения людей современного мира.

В иерархическую классификацию, основанную на моих собсгвенных данных, в нижчий тонкий или астрально-психический уровень я бы включил переживання, которые содержат злементы матер пального мира, но предосгавляют сведения о них таким способом, который в корне отличается от нашего повседневного восприятия. Прежде всего, к ним принадпежат переживання, которые по традиции изучаются парапсихологами (а некоторые из них также и танатологами), — переживання выхода из тела, астральные пугешесгвия, феномены сверхчувсгвенного восприятия, предвидение и ясновидение.

Я также добавил бы в зтот список переживання явлений, тесно связанных с материальным миром, но обнажающих такие сгороны или измерения дейсгвительносги, которые недоступны обычному сознанию, как, например, непосредственно переживаемое чувство тонкого или знергетического тела и его потоков (нади или токов) и фона (ауры). Представлення о перекрестьях, мостах между действительностью видимой и невидимой, обнаруживаемые в тантрической литературе, очевидно, в данном случае особенно актуальну (Моокег]ее апсі КЬаппа, 1977).

На тонкий уровень я бы также отнес некоторые важные надпичностные переживання, включенные в мою карту, но не упомянутые Уилбером. К ним прежде всего относилось бы отождесгвление в переживаний с различными сторонами пространства и времени: с другими людьми, животными, растениями, с органическими вещесгвами и процессами, так же как и наследуемые, расовые, коллективные, филогенетические и кармические переживання. Зтим переживанням, к моєму удивлению, в работах Уилбера не уделяется почти никакого внимания. В своих предыдущих публикациях я уже показывал, что все зти переживання предосгавляют доступ к новым досговерным сведениям о названных явленнях, который осущесгвляется сверчувсгвенными средсгвами. И они играют важнейшую роль в ходе духовного раскрытия (Сго^, 1975, 1980, 1985, 1988, 1998). Вслед за Патанджали, из моей классификации я также отнес бы сюда йогические сиддхи и, конечно, всю группу явлений, называемых мною «психоидными».

Надличносгные переживання из моей карто графин, которые могли бы быть приписаны к висшему тонкому уровню, включают в себя видения божественного света, встречи с различными блаженными и гневными архетипическими божествами, сообщение с духам и-хранителями и сверхчеловеческими сущесгвами, связь с шаманскими животными духами, непосредсгвенное посгижение мировых сим вол ов, а также случаи религиозного итворческого вдохновения («Прометеевой зпифании»). Видения архетипических сущесгв или происходящие в переживании отождесгвления с ними, где они могуг представляться либо в своем всеобщем виде (например, Вели кой Богини-Матери), либо в виде своих конкретних культурних проявлений (например, Девы Марии, Исиды, Кибелы, Парвати и т. д.).

В течение многих лет мне сопутствовала удача присутсгвовать на сеансах людей, чьи психоделические или холотропные переживання имели такие характеристики, которые в уилберовой схеме приписываются низшей и высшей причини ой сферам и даже, быть может, переживанню Безусловного. У меня были также собсгвенные переживання, которые, как я полагаю, относятся к зтим категориям. В моей классификации зти случаи описываются под такими названиями, как переживання Творца, космического сознания, Безусловного Сознания или Сверхкосмической и Метакосмической пустоти.

В свете вышеперечисленных наблюдений, у меня не осгается никакого сомнения, что явлення, включенные Уилбер ом в холоархическую схему, дейсгвительны не только в отношении переживаний, но и онтологически, и позтому не являются продуктами метафизических спекуляций или патологических процессов в головном мозгу. Я также полносгью осознаю то обсгоятельсгво, что переживание зтих уровней не обязательно предполагает посгоянного продвижения на более высокие уровни зволюции сознания. А, стало быть, решение вопроса о тех решающих силах, которые предопределяют, когда же скоротечные переживання более високих уровней сознания приводят к усгойчивым переменам в зволюционном сгрое сознания, — задача наиважнейшая. Мы с Кеном Уилбером уже затрагивали зтот вопрос в наших прошлых дискуссиях, и я надеюсь, в дальнейшем еще коснемся его в ином месге и в другое время.

Общее предсгавление о Большой Цепи Бытия, согласно которому дейсгвительносгь включает полную иерархию (или холархию)* измерений, которые обычно недосгупны нашему восприятию, — находка хорошая и очень важная. Было бы ошибочно отбрасывать подобное понимание сущего либо как первобытный предрассудок, либо же как бред психотика, что зачасгую делалось прежде. Всякому, кго попытался бы сделать зто, следовало бы прежде предложить правдоподобное обьяснение того, почему же переживання, которые сисгематически подтверждают такое усложненное и всеобьемлющее видение реальносги, настолько последовательно происходили в прошлом у людей различных рас и культур, живших в разные исгорические периоды.

Как я уже пытался показать зто в связи с обсуждением иных вопросв, всякому, кто пытается защищать материалистическую и монистическую позицию западной науки, также следовало бы дать себе отчет и о том обсгоятельсгве, что подобные переживання возникают у высокоразвитых, зрудированных и душевно здоровых людей нашего времени (Сго^, 1998). Ведь зто происходит не только под влиянием психоделиков, но и в таких сголь разных обсгоятельсгвах, как сеансы психотерапии переживаний, медитация людей, вовлеченных в систематические духовные занятия, околосмертные переживання и во время непроизвольных духовно-психических кризисов.

Подытожить в кратком сообщении ВЫВОДЫ из ежедневных наблюдений, собранные в ходе более чем сорокалетних исследований холотропных состояний, и сделать свои угверждения заслуживающими доверия — задача нелегкая. Хотя сам я и имел много личных переживаний и возможность непосредсгвенно наблюдать большое число людей, находящихся в зтих состояниях, и выслушивать их отчеты, на то, чтобы полносгью оправиться от потрясения, вызванного моими открьггиями, у меня ушли годы. Принимая во внимание ограниченный обьем зтой книги, я не могу приводить здесь во всех подроби остях отчеты о конкретних случаях, которые МОГЛИ бы пролить свет на природу надличносгных переживаний и тех прозрений, которые зти переживання предосгавляют нам. Однако я сомневаюсь, что даже зти сведения сами по себе могли бы о казаться досгаточными, чтобы люди смогли пересмотреть те глубоко вьевшиеся программы, которые западная наука капля за каплей вводила в нашу культуру. Мировоззренческие трудносги, которые здесь возникают, настолько значительны, что ничто, кроме собсгвенного глубокого личного переживання не будет соответсгвовать зтой задаче.

Само сущесгвование и природа надличносгных переживаний попирают некоторые из базовых исходных положений механисгической науки. Они предполагают такие, на первый взгляд, нелепые представлення, как относительная и произвольная природа всех физических границ, нелокальные связи во вселенной, передача сообщений неведомыми средствами и путями, память без материальной подкладки, нелинейносгь времени или сознание, связанное со всеми живыми организмами и даже с неорганической материей. Многие надпичностные переживання вовлекают собьггия из микрокосма и макрокосма — сфер, обычно недоступних невооруженным органам чувств человека, ИЛИ времен, предшествующих происхождению Солнечной системи, образованию планети Земля, появленню ЖИВЫХ организмов, развитию нервной системи и появленню человека разумного.

Исследования холотропных состояний обнажают замечательный парадокс относительно человеческого есгесгва. Он отчетливо показывает, что каким-то таинсгвенным, необьяснимым способом каждый из нас несет в себе сведения обо всем мире, обо всем сущем, обладает возможным доступом ко всем его часгям и в некотором смысле является всем космическим сплетением в той же степ єни, в какой он является лишь его микроскопической часгью, лишь отдельным и незначимым биологическим сущесгвом. Новая картография отражает зто обстоятельсгво и изображает индивидуальную человеческую психику, как соразмерную в своем сущесгве со всем космосом и всей полнотою существующего. И насколько бы нелепой и неприемлемой ни показалась зта идея ученому, вышколенному в соответсгвии страдициями, нашему здравому смыслу, все же, быть может, гораздо легче примирить ее с теми новими революционными разработками в разных научных дисциплинах, о которых обычно говорят как о новой или возникающей парадигме.

Я твердо держусь того мнения, что вышеочерченная расширенная картография имеет решающее значениее для любого серьезного подхода к таким явленням, как шаманизм, ритуалы перехода, мистицизм, религия, мифология, парапсихология, околосмертные переживання и психоделические состояния. Зта новая модель психики — предмет не только академического интереса. Как будет ясно из следующих глав зтой книги, она влечет за собой глубокие и революционные последсгвия для понимания змоциональных и психосоматических нарушений, включая многие состояния, которым в насгоящее время приписывают диагноз психозов, и дает новые терапевти ческие возможносги.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Надличностные источники насилия
Надличностные причины ненасытной алчности
Лекция 3. Объективный критерий наличия психики. Психика и мозг.
Качественные отличия человеческой психики от психики животных.
ЛИЧНОСТИ ОБЛАСТЬ (ОБЛАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ)
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБЛАСТЬ
КОГНИТИВНАЯ ОБЛАСТЬ
ФИЗИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ
СМЕЖНЫЕ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ
3.4.1. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
9.5.1. РАЗНООБРАЗИЕ ОБЛАСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ
Добавить комментарий