НАФАНАИЛОВА М.С. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ САХА

Экономические, социально-политические, культурологические, демографические и другие процессы, происходящие в настоящее время в нашем полиэтническом обществе, во многом объясняются подъемом национального самосознания всех народов, населяющих Россию. Возрастающая роль этнического сознания и самосознания в современном мире делает в высшей степени актуальной задачу их всестороннего изучения, условий сохранения и развития. Представления о структуре этнического самосознания различаются в разных школах. В нашем исследовании структуры этнического самосознания особое внимание уделялось представлениям респондентов о характерных чертах их этноса и общности его происхождения, территориальной компактности проживания, избирательности этнического самосознания, этническим авто- и гетеростереотипам и языку общения.

Целью данной работы явилось исследование особенностей этнического самосознания студентов саха. Предметом исследования стали психологические особенности и характер проявления этнического самосознания. В исследовании были использованы следующие методики: этнопсихологическая анкета, методика исследования самоотношения Пантилеева, диагностический тест отношений Г.У.Кцоевой, тест «Типы этнической идентичности» Г.У. Кцоевой. В данном исследовании приняли участие 80 студентов-саха, обучающихся на различных факультетах ЯГУ. Возрастной диапазон испытуемых – 17-26 лет.

По данным исследования можно сделать следующие выводы:

1. В процессе исследования были выяснены социально-психологические особенности студентов-саха. Обнаружено влияние социаль-ной ситуации и среды общения на выбор языка испытуемыми при взаимодействии с людьми своей национальности в общественных ме-стах, а также на степень приверженности традиционной культуре. Установлена толерантность студентов-саха к другим этносам, хотя в дружеских отношениях предпочтение отдается представителям саха.

2. Этническая самоидентификация в своей основе осуществляется через такие признаки, как: национальность отца, собственное по-желание, принятый в семье язык, место проживания.

3. К этноинтегрирующим признакам отнесены такие признаки, как: родной язык (92,5%), обычаи и культура (55%), внешний облик (55%), а также психология (42,5%).

4. Этнодифференцирующими признаками изученной этнической группы являются: национальный язык (77,5%), традиции и обычаи (75%) и черты характера, психология (62,5%)

5. Важным компонентом этнического самосознания является этнический стереотип.

Основные положительные характерологические признаки автостереотипа: доброта (30%), честность (17,5%), настойчивость (17,5%), гостеприимство (15%), сдержанность (12,5%), ум (12,5%) и национальная гордость (12,5%). Отрицательные характерологические признаки, приписываемые студентами себе: высокомерие (37,5%), упрямство (27,5%), агрессивность (25%), хвастливость (17,5%).

6. Изучение гетеростереотипа показывает, что ценными качествами русских они считают: общительность (32,5%), доброжелатель-ность (30%), веселость (15%), простота (15%). Не одобряют такие качества. как: высокомерие (27,5%), наглость (25%), легкомысленность (20%), лицемерие (17,5%), грубость, жадность и злость (по 12,5%).

7. Таким образом, установлено, что респонденты успешно идентифицируют себя со своим этносом. Выявлено, что личностные каче-ства, характеризующие взаимоотношения с людьми, являются главным признаком оценки своей и чужой этнической группы.

8. Изучение Я-концепции испытуемых выявило невысокий уровень самоуверенности и самоценности. Таким образом, на фоне общего позитивного отношения к себе, можно отметить некоторую неудовлетворенность собой, сомнение в способности вызвать уважение у других, соответственно недооценку своего духовного Я у студентов-саха.

9. Исследование типов этнической идентичности свидетельствует о том, что у студентов саха присутствует нормальная идентичность (позитивная этническая идентичность), т.е. образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории, естественный патриотизм, толерантные установки на общение с другими народами, понимание их вклада в историю.

Практическая значимость исследования проявляется в том, что полученная объективная картина, отражающая особенности этническо-го самосознания, может явиться важным источником информации в процессе прогнозирования и регуляции межэтнических отноше-ний.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В РУССКИХ И ХАКАССКИХ СЕМЬЯХ
Румянцева П.В. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННЫХ СЕМЕЙ
Давыдович Е.М. этническоЕ самосознаниЕ как фактор социализации современного чело-века
ДАВЫДОВИЧ Е.М. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗА-ЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Карпенко В.В. ОБРАЗ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ
Труфанова М.М. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ
Зайцева Н.М. Психологические особенности национального самосознания белорусских студентов
К. В. Ким ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НАРОДА САХА
КОЛОГРИВОВА Э.И. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
НОВИКОВА А.Т., ФИРУЛЕВА Е.В. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОБРАЗЦАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ГЕОГРАФОВ
Новикова А.Т., Фирулева Е.В. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОБРАЗ-ЦАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Анискевич Екатерина Ивановна СТЕРЕОТИПЫ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Анискевич Е. И. Юхновец Т. И. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Голодок Татьяна Михайловна, Пыжьянова Елена Валерьевна ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Ларионова Екатерина Геннадьевна Маленов Александр Александрович ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ- ПСИХОЛОГОВ РАЗНЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ
В.А. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
РАСА, ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС
Добавить комментарий