НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.

Нарративный подход является бурно развивающимся ответвлением качественной методологии дискурс-анализа, ориентированной на исследование языка и текстов, используемых людьми для интерпретации себя, мира, собственной жизни [22; 191]. Первоначально нарративный подход зародился как техника практической работы в психотерапии, но со временем снискал уважение академических психологов-исследователей уже в статусе метода сбора эмпирического материала. Эмпирической единицей нарративного анализа смысла жизни является «биографический нарратив» (biographical narrative), а основным исследовательским методом — биографическое интервью (life story interview). Именно поэтому за нарративным подходом закрепилось и другое название — «life story approach» [137; 143; 194].

Биографический нарратив — это повествование личностью истории своей жизни, построенное по принципу художественного текста и, следовательно, организующее жизненный материал посредством выделения начала (завязки), середины (кульминации), конца (развязки), доминирующих, сквозных тем, действующих лиц (персонажей). Проще говоря, это рассказ, сообщение о личной биографии, в который личность оформляет индивидуальное понимание смысла собственной жизни. По своей основной функции нар- ратив есть способ упорядочивания смыслового опыта личности, механизм «кристаллизации» смысла жизни. С помощью нарратива личность придает биографическому опыту форму и смысл. В этой связи нарративный метод призван «экстрагировать» смысл из рассказа личности о своем жизненном пути. Ведь фабула нарратива, т.е. состав и порядок наступления событий в человеческой жизни, задана объективно, а вот сюжет, т.е. субъективная композиция этой фактуры, во многом предрешен смыслом, который личность вкладывает в свое повествование. С целью демонстрации возможностей нарративного анализа в эмпирическом изучении смысла жизни можно сослаться на часто цитируемое исследование С.Кауфмана, посвященное проблеме источников смысла жизни в позднем возрасте . С методической точки зрения нарративным следует признать и известное исследование немецкого психолога Х.Томэ, который для сбора данных о ценностно-смысловых «темах» и «техниках бытия» личности разработал методику полуструктурированного интервью [5; 6; 205]. За последние годы количество эмпирических исследований смысла жизни, базирующихся на нарративной методологии, значительно приросло [139; 184].

В современной западной психологии биографический нарра- тив из исследовательского метода постепенно перерастает в методический и даже теоретический подход к описанию личности и ее жизненного пути. В соответствии с данным подходом люди строят свою судьбу по определенным жизненным схемам (life schemes) и жизненным сценариям (life scripts), которые они заимствуют из культуры. Образцы жизненного пути облекаются в культуре в дискурсивную форму — сюжета, нарратива, повествования, чем обусловлена уместность нарративного анализа в исследованиях истории и смысла жизни личности [140; 206; 207]. Нарративный метод исследования смысла жизни получает теоретическое подспорье также в ряде ультрасовременных влиятельных теорий личности, например, в триархической (трехуровневой) модели личности Д.МакАдамса [180 — 183] и в концепции диалогического «Я» Х.Херманса [164 — 170].

Все нарративные теории сближает метафора личности как рассказчика, повествователя уникальной истории собственной жизни и «архитектора» ее смысла. Способность рассказывать истории есть главный способ, каким людям удается структурировать и осмыслить окружающий мир и собственную жизнь. Каждая личность для себя и других рассказывает историю о том, кто она есть и как она стала тем, кем является. С этой метафорой отчасти созвучно и понимание личности в отечественной психологии: «Личность — это человек, постоянно повествующий самому себе о своих взаимоотношениях с целым миром и во внутренней полемике с подразумеваемыми собеседниками утверждающий, защищающий, осуждающий, изменяющей, совершенствующий себя» [4, с.4].

Так, Д.МакАдамс — один из авторитетных персонологов современности — выделяет в психологической структуре личности три уровня. Первый уровень образуют «личностные черты» (traits), которые являются устойчивыми, генерализованными диспозициями, регулирующими поведение человека в широком круге жизненных ситуаций. Второй уровень конституируют «личностные стремления» (personal concerns), которые включают цели, мотивы, притязания и прочие «целемотивационные» структуры. Третий уровень составляет «жизненная история» (life story) — субъективная интерпретация индивидуальной биографии, которая конструируется самой личностью ради придания своей жизни конкретного смысла. При движении от первого к третьему уровню индивидуализация личности нарастает, чем продиктована возможность применения монологических, номотетических методов для исследования личностных черт и необходимость в диалогических, идеографических методах анализа жизненных историй. Эти идеи резонируют с теорией голландского исследователя Х.Херманса, который представляет личность в форме внутреннего диалога и даже «полилога», направленного на осмысление жизненного опыта. Смысл жизни в рамках данной концепции рассматривается не как «окаменевшая», «застывшая» структура личности, а как текучий процесс оценивания и переоценки фактов личной жизни. Формой экспрессии и коммуникации смысла жизни является «личностный нарратив» (self-narrative) [ 164]. В качестве практического приложения к теории диалогического «Я» создана оригинальная методика изучения смысла жизни — методика самоконфронтации, которая основана на экстериоризации диалога между смысловыми позициями, сосуществующими в пределах одной личности. Она может быть адресована как исследователям, так и психотерапевтам, поскольку фасилитирует процессы преодоления внутрилич- ностных смысловых конфликтов [165; 166]. В последнее время начинают появляться теории, интегрирующие представления о личности как статичной системе психических структур и динамичном нарративном процессе конструирования смысла жизни .

Нарративный подход к эмпирическому анализу смысла жизни можно оценить как субъективный, интенциональный, идеографический, качественный, диалогический, недирективный.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
ПРОЕКТИВНЫЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
ДЕЗИНТЕГРИРОВАННЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ НЕОПТИМАЛЬНОГО СМЫСЛА ЖИЗНИ.
КАУЗОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЯ ЖИЗНИ.
КАУЗОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЯ ЖИЗНИ.
НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ В ИЗУЧЕНИИ ФЕНОМЕНА КРОСС-КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Добромыслова Е.М. НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ И СТАНОВЛЕНИЕМ СУБЪЕКТА ЖИЗНИ
УДК 159.923.О.В. БОРОДАЧЕВА К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ФЕНОМЕНА НАРРАТИВНОСТИ И АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО НАРРАТИВА
6.1 Формальные и эмпирические подходы
ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ
ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ
УПРАЖНЕНИЕ «АУКЦИОН СМЫСЛОВ ЖИЗНИ».
Добавить комментарий