НАЦИОНАЛИЗМ И НЕОЯЗЫЧЕСТВО

Вторая половина ХХ века в России знаменуется появлением большого количества неоязыческих групп. Данная тенденция является характерной прежде всего для крупных городов, и современный российский неоязычник – это чаще горожанин. Кадры неоязычества формируются прежде всего из представителей интеллигенции, и это предопределяет наш научный интерес, так как исследованиями этнопсихологов давно установлено, что интеллигенция наряду с сельским населением и рабочими в первом поколении являются основными носителями этнических традиций. При этом подчеркивается, что хотя интеллигенция хорошо знает этнические традиции и может объяснить их смысл, она далеко не всегда склонна их соблюдать.

Исследования показывают, что формированию фашистской идеологии в Германии предшествовал довольно длительный (примерно в 50 лет) латентный период, характеризующийся ростом неоязыческих групп и сопровождаемый тенденцией к повсеместному внедрению неоязыческих традиций в официальные государственные ритуалы и церемонии. Нынешняя ситуация в российском обществе своими отдельными социально-психологическими и этническими тенденциями напоминает Германию между двумя мировыми войнами, хотя полного совпадения не существует, что не дает пока оснований для автоматического калькирования хода общественно-политических событий.

Особую роль в формировании неоязыческих взглядов в обществе играет научно-фантастическая литература, особенно в жанре «фантази». Гремучая смесь из языческих ритуалов и традиций, с одной стороны, и достижений научно-технического прогресса, с другой, – представленная в литературе такого типа, «разрыхляет» сознание у своих поклонников, стирает грань между реальным и ирреальным и способствует постепенному, но последовательному внедрению неоязыческих идей в массовое сознание.

Историки фашизма справедливо указывают, что одним из факторов победы нацизма в Германии была популярность такого рода литературы. Оккультные и мистичесикие романы начинают набирать тиражы на рубеже 1870 – 1875-х годов и в Австро-Венгрии и в Германии, что во многом способствовало последующему успешному продвижению фашистских идей.

Отечественные неоязыческие группы характеризуются тенденциями к откровенному копированию взглядов и представлений эпоса «Эдды» и индуских эпосов. Некоторые из них, однако, ориентируются на традицию офеней и скоморохов, считая, что именно эти социальные маргинальные группы сумели сохранить в чистоте русские национальные языческие традиции в условиях повсеместного насаждения христианства. Отношения с последним отличаются определенной напряженностью, причем наиболее воинственно настроены именно носители христианской традиции.

В большинстве отечественных неоязыческих групп национализм носит мягкий характер и выполняет скорее этноконсолидирующую, чем этнодифференцирующую функцию. При этом противопоставление другим этническим группам носит характер «нулевой комплиментарности» (Л.Н.Гумилев). Ряд неоязыческих групп, особенно акцентирующих в своем мировоззрении культ Солнца, находит общий язык, совершает совместные обряды, праздничные ритуалы с неоязыческими группами из республик Прибалтики и Польши.

В целом национализм в современных отечественных группах неоязычников носит достаточно терпимую для общества форму и не представляет угрозы социуму. Вместе с тем следует указать, что большинство этих групп складывается вокруг лидера харизматического типа, а социальный и этнический выбор последнего во многом остается делом непредсказуемым и сложно прогнозируемым.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Лысенко Е.М., Новикова Н.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
Борисов Р. В. ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ТЕМА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЦ ПСИХОЛОГИЦ В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ)
Панга М.В. ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОТНОШЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ВУЗЕ: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
СУХИХ Е.С. ДИАГНОСТИКА ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК
Солдатова П. А. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПАМЯТИ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ БУРЯТИИ
12.11. ЧУВСТВО ГОРДОСТИ
РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ
ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ
Добавить комментарий