НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

Исследования нравственной сферы являются весьма актуальными, что определяется, с одной стороны, необходимостью построения целостной научной картины нравственности как психологического феномена, и, с другой, — растущими запросами практики в отношении поиска действенных методов влияния на процесс нравственного становления личности. Современные зарубежные психологические исследования нравственности включают изучение ее гендерных аспектов и социальных установок (К. Гиллиган), роли социоморальной рефлексии (К. Бесингер, Дж. Джиббс, Д. Фуллер), значения социальных факторов (Э. Тури-эл), стадий развития (Р. Кратчфилд, Д. Креч), взаимосвязи с ретрибутивной и дистрибутивной справедливостью (C. Batson, M. Bowers) и ряд других. Отечественные исследователи рассматривают нравственную сферу как результат общественно-исторического развития и обосновывают ее социальную обусловленность и связь с деятельностью человека. Наиболее влиятельной парадигмой исследования нравственного развития является культурно-историческая теория (Л. С. Выготский) и разработанный на ее основе деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович). В соответствии с ним нравственное развитие рассматривается как присвоение ребенком моральных норм, как их интериоризация и дальнейшая реализация в нравственном поведении.

Анализ всего многообразия отечественных теорий и концепций нравственности позволил выделить два подхода: интегративный (Л. И. Божович, А. В. Зосимовский, С. Г. Якобсон), исследующий общие закономер-ности нравственного развития, и элементный (Л. И. Истлентьева, К. Н. Кененбаева, В. А. Коломиец, А. В. Садокова), рассматривающий отдельные нравственные свойства личности. Проведенный теоретический анализ литературы показал, что к настоящему времени еще не выработана единая концепция нравственного развития, существует терминологическая неопределенность научных понятий в изучении нравственной сферы, недостаточно исследована динамика, механизмы и закономерности развития нравственных представлений в качестве основы усвоения и осмысления личностью системы нравственных норм, формирования на этой основе нравственных убеждений и преобразования их во внутренний регулятор нравственного поведения.

Нравственное развитие человека, являясь частным случаем процессов развития, подчиняется закону си-стемной дифференциации, сформулированному Н. И. Чуприковой, согласно которому более развитые, слож-ные и иерархически упорядоченные структуры, допускающие глубокий анализ и синтез действительности, развиваются из более простых и слабо расчлененных структур путем их постепенной дифференциации.

Таким образом, развитие нравственных представлений можно определить как процесс их дифференциа-ции из первоначально синкретичного, слитого состояния и последующей интеграции в единое целое. Пред-ставления являются образами предметов, сцен и событий, возникающими на основе их припоминания или продуктивного воображения, связывают значение и смысл понятий с образом объектов. Они являются фор-мой индивидуального чувственного отражения, но вместе с тем связаны с общественно выработанными значениями. Отличительная особенность представлений — их обобщенность. Высокообобщенные пред-ставления являют собой абстрактные образы целого класса объектов и присущи системе мышления. С. Л. Рубинштейн отмечает, что представление является промежуточным звеном между процессами восприятия и мышления. Как указывает Б. Ф. Ломов, при переходе от ощущения и восприятия к представлению происхо-дит как бы сжатие информации, изменяется структура образа, происходит его схематизация. Согласно Л. Б. Ительсон, представления выступают как психические образы определенных предметов, соединенные со смысловым значением. Таким образом, представления играют существенную роль в процессе форми-рования образов-эталонов и концептуальных моделей действительности, необходимых для выполнения любой деятельности. Нравственные представления рассматриваются и анализируются нами как концептуальная модель образа Я, в которой последовательно по мере ее развития из первоначально недифференцированного состояния выделяются наиболее существенные признаки, характеризующие эталонные нравственно значимые личностные качества.

Одним из актуальных направлений является изучение представлений о нравственной личности как структурного компонента Я-концепции. Теоретическая значимость такого подхода состоит в выявлении имплицитной картины мира личности, комплекса его нравственных представлений и степени усвоенности моральных норм.

Согласно У. Найссеру, обобщенная «модель мира» человека может быть представлена как совокупность отдельных ее составляющих, которые характеризуют те или иные аспекты воспринимаемой реальности. Эти составляющие определяются как имплицитные теории (от англ. «implicit» — подразумеваемый, не выраженный явно, скрытый). Структурно эти теории можно описать в виде системы категорий, с помощью которых человек представляет и понимает мир. Причем имплицитные теории не являются теориями в строго научном смысле, они призваны описывать область обыденных представлений.

Изучение нравственных представлений с позиции имплицитного подхода позволяет представить иссле-дуемый объект как модель субъективного отношения личности к нравственной проблематике с позиции со-отношения образов реального, идеального и нравственно адекватного. Моральная проблематика в Я-концепции относится к сфере такой ее составляющей, как фокусы внимания, выделенной М. Розенбергом. В соответствии с теорией объективной самоосведомленности С. Дюваль и Р. А. Викланд моральная позиция формируется следующим образом. Фокусируясь на определенных аспектах собственного Я, человек подвергает самого себя анализу. В результате он определяет в числе прочего и личные моральные стандарты. Включенность этих моральных стандартов в плоскость осознания и признание их значимости вызывает побуждение действовать в соответствии с этими стандартами. На основе указанных выше теоретико-методологических подходов нравственные представления определяются нами как концеп-туальная модель образа Я, в которой последовательно, по мере ее развития, из первоначально недифференцированного состояния выделяются наиболее существенные признаки, характеризующие эталонные нравственно значимые личностные качества. Структурными компонентами нравственных представлений выступают Я-реальное (каким подросток видит себя в действительности) и Я-идеальное (каким он хотел бы быть), а также Я-нравственное, которое несводимо к Я-идеальному, поскольку в нем от-ражаются желаемые нравственные свойства своей личности, т. е. нормативные социально приемлемые требования, определяющие субъективное отношение подростка к нравственной проблематике на основе интеграции социального опыта и индивидуально значимых образов качеств личности в применении к собственной жизнедеятельности. Качественная характеристика Я-нравственного является определяющим показателем уровня их развития. Стабилизация этого образа служит признаком достаточной сформированности нравственных представлений и способности человека на этой основе осуществлять нравственное поведение. Я-нравственное в этом смысле является интериоризированным идеальным образцом социально приемлемого. С этим образцом личность сверяет свои действия на основе сопоставления трех структурных элементов: Я-реального, Я-идеального и Я-нравственного и выработки приемлемого и неконфликтного образа собственной личности.

В результате проведенного нами исследования в развитии нравственных представлений у белорусских подростков были выделены диффузный (12–13 лет), дифференцированный (14–15 лет) и интегративный (16 лет) этапы.

Показано, что диффузный этап характеризуется отсутствием значимых связей между образами Я-реальное и Я-нравственное и наличием значимых связей между образами Я-реальное и Я-идеальное, а также Я-идеальное и Я-нравственное; дифференцированный этап — отсутствием значимых связей между образами Я-реальное и Я-нравственное, а также Я-реальное и Я-идеальное и наличием значимых связей между образами Я-идеальное и Я-нравственное; интегративный этап — наличием значимых связей между всеми тремя образами.

Была раскрыта взаимосвязь между динамикой развития нравственных представлений и смысложизнен-ных ориентаций у подростков, проявляющаяся в формировании значимых связей смысложизненных ориен-таций со следующими структурными компонентами нравственных представлений: на диффузном этапе — с образом Я-реальное, на дифференцированном этапе — с образами Я-реальное и Я-идеальное, на интегра-тивном этапе — с образами Я-реальное и Я-нравственное.

Определено, что у подростков, проживающих в крупных городах, процесс становления нравственных представлений отличается большей длительностью и сложностью, чем у подростков из сельской местности и небольших городов.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Анищенкова Юлия Николаевна ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БЕЛОРУССКИХ ПОДРОСТКОВ
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Глава 2 ОТНОШЕНИЕ К САМОУБИЙСТВУ В ИСТОРИИ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И КОНЦЕПЦИИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА
Посаженникова А.О. НРАВСТВЕННАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК РЕГУЛЯТОР ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
СПЕЦИФИКА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ
Суслов НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ В ХОККЕЕ
Ворожейкина Л. И. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ
НЕКОТОРЫЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ
Токарева М.В. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Кузьменкова Л.В., Иванова О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Добавить комментарий