«НЕВОЗМОЖНЫЕ ФИГУРЫ»

Завершая главу, в которой наряду с другими вопросами были обсуждены и зрительные иллюзии, мы хотим представить читателям изображения нескольких любопытных фигур, которые содержат ряд несовместимых друг с другом признаков глубины и которые, как следует из их названия, физически не существуют. Хотя на первый взгляд эти фигуры кажутся реальными, цельными объектами, наши представления о восприятии пространства к ним неприменимы. Так называемые «невозможные фигуры», например, такие, как изображенные на рис. 10.41, действительно могут смутить и поставить в тупик тех, кто увидит в них изображение стабильных объемных объектов.

41. а — «невозможная фигура» стремя зубцами, трезубец,

41. а - «невозможная фигура» стремя зубцами, трезубец,

или «вилка дьявола». (Источник: North American Aviation’s Skywriter, February 18,1966, Braun &Co., Inc.) б- «невозможный» треугольник, в — вариант«невозможного» треугольника, изображенный на почтовой марке Швеции. Обратите внимание также и на то, что изменение организации «фигура-фон» сделало возможным восприятие расположенной в центре «звезды», г — «невозможный» куб Неккера. (Источник. Я. Шиффман, 1989 г.)

Это происходит потому, что эти рисунки содержат ряд несовместимых и противоречащих друг другу признаков глубины. Когда же «невозможный» треугольник, изображенный на рис. 10.41, б, воспринимается как набор отдельных линейных сегментов и углов, они кажутся репрезентативными частями простого трехмерного объекта, находящимися в глубине, или, как сказал Саймон (Simon, 1967), они «локально интерпретируемы» (рис. 10.42). Однако когда объект рассматривается целиком, признаки глубины, свойственные отдельным элементам, вступают в противоречие друг с другом и объект кажется пространственно невозможным. Следовательно, интерпретация признаков глубины, присущих каждому элементу как таковому, не может быть перенесена на весь объект в целом.

Некоторые замечательные графические работы голландского художника Мориса Эшера (Escher, 1971; см.

также Teuber, 1974), в которых автор использовал противоречивые признаки глубины, представляют собой восхитительные примеры не существующих в природе трехмерных зрительных образов. Стоит вам только попробовать проследить за направлением движения потока воды на рис. 10.43, как вы сразу же откажетесь от попытки разумного восприятия «невозможной фигуры».

Завершая обсуждение вопроса о пространственных иллюзиях,

Завершая обсуждение вопроса о пространственных иллюзиях,

хотелось бы сказать следующее. В предыдущих главах, так же как и в начале этой главы, посвященной константности восприятия, мы подчеркивали, что в результате эволюции зрительная система приматов получила возможность извлекать полезную, точную пространственную информацию из естественных визуальных образов. Наш подход к иллюзиям ни в коем случае не опровергает этого положения, мы всего лишь несколько преувеличили роль иллюзий, чтобы понять их. Известно огромное количество зрительных иллюзий (в данной главе мы рассказали только о некоторых из них), но, несмотря на свою распространенность, они являются поистине замечательным показателем успеха, достигнутого в ходе эволюции нашей зрительной системой, ибо она все-таки очень редко позволяет вводить себя в заблуждение, результатом которого становится искаженное восприятие пространства.

42. Когда видишь отдельные части «невозможного треугольника», представленного на рис. 10.41, б, они воспринимаются как простые изображения углов и линейных сегментов, находящиеся в глубине. Однако когда треугольник рассматривается как единое целое, которое кажется трехмерным объектом, признаки глубины, присущие отдельным элементам, вступают в противоречие друг с другом. (Источник.: Lindsay & Norman, 1977)

43. М. Эшер. «Водопад» (1971). По свидетельству самого

43. М. Эшер. «Водопад» (1971). По свидетельству самого

художника, в эту композицию включен треугольник, изображенный на рис. 10.41, б

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
В ОДИНОЧКУ ШАГАТЬ НЕВОЗМОЖНО
Артемова К.Н. Автобиографический метод работы с «невозможной ситуа-цией»
Королев Н.Г. САМООБМАН КАК ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НЕВОЗМОЖНОСТЬ
СТАНЬТЕ НЕЗАМЕНИМЫМ — И ВАС БУДЕТ НЕВОЗМОЖНО НЕ ПОВЫСИТЬ ПО СЛУЖБЕ
ФИГУРА И ФОН (FIGURE /GROUND)
МУЛЬТИСТАБИЛЬНЫЕ (ОБРАТИМЫЕ) ФИГУРЫ С ДВОЙСТВЕННЫМ ВОСПРИЯТИЕМ ГЛУБИНЫ
ТЕСТ СКРЫТЫХ ФИГУР (HIDDEN FIGURE TEST)
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ФИГУРОЙ И ФОНОМ
ТЕСТ ЗАМАСКИРОВАННЫХ ФИГУР (EMBEDDED FIGURES TEST, EFT)
МУЛЬТИСТАБИЛЬНЫЕ ФИГУРЫ И АДАПТАЦИЯ
МЕТОДИКА «ВКЛЮЧЕННЫЕ ФИГУРЫ»
ОРИЕНТАЦИЯ ФИГУРЫ И ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ
ФИГУРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ МНОЖЕСТВЕННЫЕ ИЛЛЮЗОРНЫЕ ЭФФЕКТЫ
ФОН ДЛЯ ФИГУРЫ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Особенности деталей, которыми очерчена фигура
Добавить комментарий