Никандров В.В., Сонина Э.К. Систематизация характеристик сенсорно-перцептивных процессов

BRR>
При использовании базисного метода в качестве классификационного принципа упорядочивания характеристик психических явлений можно в единообразной форме представить основные свойства ощущений и восприятий [1, 2, 3], сопоставив их с пятью категориями пентабазиса: пространством, временем, энергией, информацией и единством. Каждый вид ощущений обладает своей спецификой, обусловленной многообразием мира и узкой специализацией анализаторов. Однако в науке считается общепринятым выделение пяти свойств, общих для всех видов ощущений: 1) модальность (качество); 2) интенсивность; 3) длительность; 4) пространственная локализация; 5) адекватность.

Конкретные показатели этих свойств характеризуют конкретный сенсорный процесс, наблюдаемый в данный момент у данного субъекта при данных обстоятельствах. Обобщение определений этих свойств, приводимых в различных источниках, позволяет сформулировать наиболее приемлемые дефиниции этих свойств следующим образом.

Модальность – это свойство ощущений, отражающее природу вызывающих эти ощущения раздражителей и специализацию соответствующих анализаторов. Именно по модальности чаще всего классифицируют все множество ощущений. В зрительной модальности отражена световая природа раздражителя и способность зрительного анализатора преобразовывать энергию электромагнитных колебаний (и корпускулярных излучений) в соответствующие психические конструкции (зрительные образы). Слуховая модальность указывает на механические колебания как источник раздражения соответствующего сенсорного органа (уха). И так далее по каждой модальности.

Качество (или субмодальность) – это свойство ощущений, указывающее на их разновидность в пределах одной модальности. Например, высота, громкость, тембр – качества слуховых ощущений. Этим качествам соответствуют определенные физические характеристики звукового раздражителя (физические корреляты): высоте – частота, громкости – амплитуда, тембру – спектр звуковых колебаний.

Интенсивность – количественная характеристика, указывающая на силу сенсорного процесса и обусловленная силой действующего раздражителя и состоянием соответствующего анализатора.

Длительность – это интервал времени, в течение которого ощущение возникает, развивается и исчезает. Она зависит от времени воздействия раздражителя, его силы и инерционности воспринимающей сенсорной системы. Показатель длительности может быть дополнен показателем фазовости, т.е. характеристикой, указывающей на этапность протекания сенсорного процесса. Начальный этап – появление, формирование ощущения (сенсорного образа). Второй, основной этап – более или менее устойчивое наличие ощущения (образа). Последняя фаза – затухание процесса и исчезновение сенсорного образа. В психологической литературе изредка приводятся данные об указанных фазах сенсорных процессов. Однако фазовость как самостоятельная характеристика ощущений пока не выделена. Представляется, что есть смысл ввести в научный оборот такой показатель.

Пространственная локализация – это свойство ощущений, позволяющее определять местонахождение раздражителя с помощью анализаторов. Дистантные рецепторы (слуховые, зрительные, обонятельные) локализуют источник раздражения во внешнем физическом пространстве. Контактные (вкусовые, тактильные, болевые и пр.) соотносят его с подвергшейся воздействию частью тела.

Адекватность – принадлежность ощущения и вызвавшего его раздражителя к одной модальности. Так, зрительные ощущения, вызванные световыми раздражителями, – адекватные, а вызванные другими по природе раздражителями (например, механическими, химическими, температурными, электрическими) – неадекватные.

Сопоставление перечисленных свойств ощущений с упомянутым пентабазисом позволяет отнести модальность и субмодальность к категории информационных (качественных) характеристик ощущений; интенсивность (силу) – к категории энергетических показателей; длительность и фазовость – временных, локализацию – пространственных. Такое распределение очевидно, и в краткой статье нет необходимости приводить дополнительные обоснования. Менее очевидно отнесение показателя адекватности к центральному понятию пентабазиса – «единство». Напомним, что в этом понятии отражена интеграционная тенденция любого целостного объекта представлять собой хотя и единую, но неоднородную систему, состоящую из различных подсистем. Если в предыдущих характеристиках отражено разнообразие проявлений такого объекта действительности, то в параметре адекватности отражается единство в нем субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, психического и физического. Это единство выражает как внешние, так и внутренние связи целостного психического факта, каким является ощущение. Связи внешние – это связи между отражаемым (стимулом) и отражением (сенсорным образом). Связи внутренние – это соотношение между всеми частями целого. В данном случае – между всеми частными характеристиками ощущения. Иначе говоря, адекватность ощущения складывается из адекватности каждого из предыдущих параметров. Соответствие ощущения и раздражителя соблюдается и по модальности, и по длительности, и по интенсивности, и по локализации.

Таким образом, вся совокупность характеристик ощущений может быть представлена в виде сбалансированной системы пространственных, временных, энергетических (количественных), информационных (качественных) и интеграционных показателей.

Рассмотрим восприятие по той же схеме, что и ощущения, но с учетом усложнения психического отражения на перцептивном уровне по сравнению с сенсорным. Это усложнение заключается, в первую очередь, в том, что в отличие от сенсорных образов в образах восприятия (перцептах) отражаются не только отдельные свойства объектов, воздействующих на органы чувств, но и объекты как системы свойств.

Такое отражение предполагает значительно большую активность психики во взаимодействии с реальностью. Поэтому восприятие в большей степени, чем ощущение, детерминируется свойствами субъекта. По-видимому, этим обстоятельством можно объяснить и значительное увеличение числа свойств восприятия по сравнению с ощущениями.

Обычно в литературе указываются следующие свойства восприятия: предметность, структурность, целостность, константность, осмысленность, обобщенность, избирательность (селективность), историчность и апперцепция. Представляется, что в перечисленных характеристиках и отражено влияние на перцепцию активности субъекта, а следовательно, и его отношений с объектом восприятия.

В образах восприятия отражаются такие параметры воспринимаемых объектов, как его местоположение (локализация) через определение направления и удаленности относительно субъекта (в покое и при движении), величина, форма, временная последовательность и длительность воздействия объекта на наблюдателя. Эти характеристики определяют пространственно-временную структуру перцептивных процессов. Косвенно, как параметры восприятия, эти характеристики рассматриваются в литературе при изложении восприятия пространства, времени и движения. В целях унификации лексики и отнесения подобных характеристик непосредственно к самим перцептивным процессам в целом, а не к отдельным процедурам отражения свойств объектов можно использовать обобщающие показатели локализации и длительности.

Восприятие, так же как и ощущение, характеризуется модальностью и интенсивностью. В модальности отражаются качественные различия объектов. Кстати сказать, наиболее распространенная классификация видов восприятия аналогична классификации ощущений и базируется на критерии модальности. В данном случае только надо оговорить, что в отличие от ощущений в основе перцептивного процесса лежит работа многих анализаторов одновременно. Причем возможно взаимодействие не только одномодальных анализаторов, но и разномодальных. Поэтому для такого сложноструктурированного явления, как восприятие, не всегда можно с абсолютной точностью указать на единственную модальность. Но, как правило, можно выделить ведущую сенсорную систему в работе того или иного восприятия и определить его доминирующую модальность. Например, любой вид восприятия включает в себя кинестетические ощущения. Зрительные перцепты формируются в результате не только работы зрительного анализатора, но и глазодвигательной активности. Ведущей модальностью здесь считается зрительная.

Интенсивностные параметры восприятия, так же как и ощущений, отражают количественно-энергетические особенности воздействующих объектов, но в их целостности, а не с точки зрения какого-либо одного его свойства. За свойство объединяющего характера по аналогии с ощущениями можно принять адекватность восприятия, но со всеми дополнениями, вытекающими из усложнения перцептивного процесса.

Перечисленные характеристики восприятия обусловлены преимущественно свойствами объекта, и их условно можно отнести к группе исходных, первичных свойств восприятия.

Обычно упоминаемые в психологии свойства восприятия представляют собой характеристики более высокого порядка. Они предопределены не столько отдельными свойствами объекта (или даже совокупностями этих свойств), сколько глобальным обобщающим свойством объекта: быть целостной системой, вступающей во взаимодействие с субъектом, представляющим собой сложную воспринимающую систему.

Часть этих свойств детерминирована преимущественно свойствами субъекта, а часть в равной мере и субъектом и объектом, а точнее, отношениями между ними. Перцепция в целом может рассматриваться как психическое отражение объектно-субъектных отношений [2, 3]. Вот этими то отношениями и определяются такие свойства восприятия, как предметность, константность, структурность и целостность.

В литературе, посвященной свойствам восприятия, раскрытие их сущности очень редко сопровождается приведением строгих определений. Поэтому возьмем на себя смелость дать такие определения без претензии на их исчерпывающий характер.

Предметность – это свойство восприятия, позволяющее выделить объект как обособленно специфичное физическое тело. Считается, что опредмечивание объекта производится в акте объективизации, т.е. в отнесении знаний, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Подобное «выделение фигуры из фона» с приданием фигуре определенных качеств может производиться в пространстве и во времени. Но присущая человеку в норме визуализация различных по модальности образов позволяет говорить о доминировании пространственного опредмечивания.

Константность – это относительная независимость образа от условий восприятия. В основе эффекта лежит способность перцептивных систем (систем взаимодействующих анализаторов) компенсировать изменения условий восприятия, в результате чего объекты в нашем субъективном поле остаются тождественными самим себе в любых обстоятельствах. Обычно константность относят лишь к зрительному восприятию: постоянство формы, величины и цвета. Но, возможно, в менее явственном виде константность присуща и другим модальностям. Устойчивость психического отражения – фундаментальное свойство психики и должно проявляться в любом психическом акте. В психологии опознания можно найти обоснование и иллюстрации более широкой трактовки свойства константности. Очевидно, что константность можно отнести к разряду временных характеристик восприятия.

Структурность – свойство восприятия, позволяющее объединять разрозненные элементы и части в единое целое. Структурируя образ из отдельных элементов, субъект познает внутренние связи в объекте и, следовательно, приближается к постижению его сущности, его качественного своеобразия. Без такого свойства субъект имел бы хаотическую картину мира, состоящую из нерасчлененной мозаики элементов-раздражителей. Это свойство в наибольшей степени способствует получению качественной информации о мире.

Целостность – свойство восприятия, позволяющее отражать любой объект действительности как единое целое независимо от количества и свойств элементов, входящих в него. В основе целостности лежит интеграционная работа перцептивных систем по объединению и обобщению знаний об отдельных свойствах наблюдаемого объекта, данных нам в ощущениях. Хотя это свойство очень тесно связано со структурностью, их все же не следует объединять в одну диаду. Целостность можно соотнести с интегрирующим понятием пентабазиса – единством. Целостность восприятия позволяет постичь внутренние связи в объекте и его внешние отношения с другими объектами и самим наблюдателем.

Осмысленность, обобщенность, избирательность, историчность восприятия и апперцепцию можно отнести к третьей группе свойств восприятия, детерминируемых преимущественно свойствами субъекта. В этих свойствах особенно рельефно проявляется единство человеческой психики. Протекание любого процесса – это взаимосвязанный с другими процессами (и состояниями, и свойствами) акт. Предпочтительнее даже говорить о протекании у человека единого психического процесса с проявлениями тех или иных его компонентов – перцептивных, эмоциональных, интеллектуальных, волевых, мнемических и т.д. Пользуясь методом научного анализа, мы только условно расчленяем психику на части с целью облегчения ее познания, предполагая последующий синтез добытых знаний. Третья группа свойств восприятия наиболее ясно демонстрирует синтетический характер работы психики. Особенно явственно в этих свойствах проступает неразрывная связь человеческого восприятия с мышлением и мотивационной сферой личности.

Осмысленность – это свойство восприятия, позволяющее осознать и понять выделенный перцепцией объект. Хотя процесс восприятия возникает и протекает в результате непосредственного воздействия раздражителя на органы чувств (рецепторные зоны), получаемые в итоге образы всегда имеют смысловое значение благодаря указанной тесной связи восприятия с мышлением и мотивационной структурой личности. Благодаря пониманию сущности и назначения предмета становится возможным целенаправленное его использование, практическая деятельность с ним. То есть осмысленность демонстрирует объединение в восприятии чувственного и логического познания и может быть отнесена к информационной характеристике восприятия.

Осмысление объекта человеком сопровождается и отнесением его к определенной группе уже известных ему предметов или явлений. Говоря философским языком, происходит перевод единичного в разряд общего. Это и есть свойство обобщенности. Особенно рельефно оно проявляется при назывании (вслух или про себя) предмета. Это свойство позволяет даже включать в перцептивный образ свойства объекта, в данный момент непосредственно не воспринимаемые. Этот показатель восприятия непросто однозначно отнести к какой-либо категории пентабазиса. Но поскольку обобщение можно сопоставить с концентрацией знаний, то наиболее адекватным решением будет отнесение его к энергетическому показателю. Чтобы не сложилось впечатления о насильственном «втискивании» этого свойства в Прокрустово ложе базисной модели, придадим нашему предложению предположительный характер. Возможно, последующие изыскания позволят уточнить положение показателя обобщенности в общей системе свойств восприятия.

Избирательность (селективность) – это свойство восприятия, способствующее выделению из среды актуально-значимых объектов и акцентированию на них текущей перцепции. Понятно, что воспринять все и вся одновременно действующее на человека он не в состоянии в силу ограниченности своих психических возможностей. Поэтому целесообразно обращать внимание на наиболее важные в данный момент события и предметы. В этом свойстве со всей очевидностью прослеживается связь восприятия с вниманием и потребностно-мотивационной сферой человека. Характерный пример проявления селективности восприятия вкупе с непроизвольным вниманием – ориентировочный рефлекс. В этом свойстве отражается пространственный аспект восприятия.

Историчность – свойство, отражающее специфику человеческого восприятия, обусловленную процессом общественно-исторического развития. Так, человеческий слух сформировался в специфической акустической среде, насыщенной речевыми и музыкальными звуками. Ухо животных (даже домашних) не обладает фонематическим слухом и практически глухо к мелодии. Человеческое зрение в большей мере определилось геометрическими формами обстановки (поселений, коммуникаций, экстерьера и интерьера жилищ, предметов быта). Немалую роль в очеловечивании нашего зрения сыграло изобразительное искусство, сопровождающее человечество в течение тысячелетий. Как сугубо человеческие способности могут рассматриваться восприятие перспективы, понимание красоты форм и цвета, восприятие ритма орнаментов и т.д. Целостные осязательные образы – тоже специфически человеческое приобретение. Этим мы обязаны развитию руки как основного орудия труда. Примеры можно множить и дальше. Историчность восприятия предопределена тем, что восприятие любого объекта фактически есть включение его в организованные системы представлений и понятий. А эти системы, запечатлевшиеся в речи, есть результат общественно-исторического развития. Не требуется особых обоснований для отнесения историчности к временным характеристикам восприятия.

Хрестоматийной истиной является утверждение, что воспринимают мир не глаз, не ухо, не рука, не язык сами по себе, а человек, обладающий глазами, ушами, руками, языком. Это, естественно, сказывается на процессе восприятия и формируемых образах. Подобная зависимость и называется апперцепцией, констатирующей зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности. Из слагаемых апперцепции особенно важны факторы прошлого опыта, установки, цели данной деятельности, в которую включено восприятие, эмоциональное состояние субъекта. Апперцепция придает индивидуальность восприятию каждого человека. В апперцепции как бы аккумулирована детерминирующая роль субъекта в отношении остальных свойств восприятия. Ее вполне естественно рассматривать в качестве интеграционной характеристики перцептивного процесса.

Можно предположить, что на уровне объектно-субъектных отношений энергетическая характеристика пока не выявлена и ее обнаружение и описание – дело будущих исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ганзен В.А. Системное описание в психологии. Л., 1984.

2. Никандров В.В. О системном описании функциональной структуры психики // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.1. СПб. 1995.

3. Никандров В.В. Функциональная структура психики (дополнения к описанию базисным методом). Деп. ВИНИТИ, 1995. №914-В95.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
Никандров В.В., Новочадов В.В., Сонина Э.К. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
3. Методика изучения сенсорно-перцептивных процессов (информационный поиск)
Сенсорно-перцептивные процесы
ТРЕБОВАНИЯ К СЕНСОРНЫМ И ПЕРЦЕПТИВНЫМ СВОЙСТВАМ
СЕНСОРНОЕ И ПЕРЦЕПТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
ГЛАВА ІI Сенсорно-перцептивная организация человека
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ
§ 10 СЕНСОРНЫЕ И ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СВОЙСТВА
«СЕНСОРНОЕ И ПЕРЦЕПТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
СЕНСОРНОЕ И ПЕРЦЕПТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
СЕНСОРНЫЕ И ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СВОЙСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. Мотивационная компонента в сенсорно-перцептивной организации человека
Добавить комментарий