ГЛАВА 10. НОЭТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТРАНСКОММУНИКАТИВНОЙ ПОТЕНЦИАЛИЗАЦИИ БАЗОВЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОІНЕНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Источник проблемы релевантного проживания и представления психологического опыта наиболее рельефно обнаруживается в метаистори-ческом контексте. Неразрешенность проблемы двуединства психологического знания, с одной стороны, уходит вглубь веков и поэтому, возможно, имеет доисторические корни, а с другой стороны, анализ современных ее разработок, включая причудливые вариации постмодерна, трансперсональной и холистической психологии, позволяет предположить, что она сохранится и на рубеже «конца истории» (Вульф, Ректор, 1994; Уилбер, 2004). И это несмотря на то, что суть проблемы исходно выглядит довольно простой. Чисто интроспективный (субъективный) анализ душевной жизни до сих пор представляется неубедительным в рамках современных научных парадигм, хотя и претендует на максимальную релевантность, «близость к объекту». В то же время вся история изощренных попыток объективации душевного мира человека остается неудовлетворительной (слаборелевантной) с точки зрения даже самих психологов, не говоря уже о заинтересованных исследователях смежных областей (от биологии до теологии).

Даже убедительно показанная в свое время С.Л. Рубинштейном принципиальная субъектность, латентность, сокровенность и недоступность душевной жизни внешнему наблюдению и анализу не привела к прекращению настойчивого поиска экспликаций психологических интенций, диспозиций и качеств, особенно на уровне вербальных проявлений (Рубинштейн, 2006; Шерток, 1982). Это так естественно, если учесть, что человек сам этого очень хочет независимо от намерений исследователя.

К сожалению, мне не встретилось ни одного фундаментального исследования очень давно сформулированной максимы Ф.И. Тютчева: «Мысль, изреченная есть ложь». Тем более трудно представить, чтобы сами психологи попробовали найти способы реанимирования тысяч «вербальных трупиков» в сотнях опросников, с которыми по-прежнему

Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект 09-06-00395а).

производят многозначительные операции сложения, умножения и деления, получая так называемые количественные показатели.

Экспериментируя с динамикой, ритмикой, эротикой. текста, художники издревле работают со значительно более живыми отображениями душевной жизни, что в свое время с грустью отметил Г. Олпорт (1999, 2002). Конечно, проективные методики и трансперсональные практики, кажется, существенно приближают нас к «выражению» собственно душевных движений. Однако они тут же попадают в известные наукообразные парадигмы, ни одна из которых не решает вышеозначенную базовую онтологическую проблему и ограничивается «условным решением» в меру своей специфики — от физиологической до трансперсональной. Наиболее честную интерпретацию субъективного опыта мы обнаруживаем именно в последней (по сути, самой масштабной), где главной чертой истинно духовного опыта является невыразимость (в духе многих восточных традиций).

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
10.4. Базовые коммуникативные отношения человека и их транскоммуникативная потенциализация
10.3. Транскоммуникативная потенциализация жизненных событий в контексте ноодинамики
Транскоммуникативная ориентация базового коммуникативного пространства
РАЗДЕЛ 3. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ТРАНСКОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАНИИ
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА
23.3. Природа человеческих способностей
А. Р. ЛУРИЯ: «ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ»
СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
ГЛАВА 7. РАЗВИТИЕ ТРАНСКОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ТРЕНИНГЕ МЕТАФОРИЧНОСТИ
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ТРАНСКОММУНИКАТИВНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 5. ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА КАК ПСИХОСЕМИОЗИС ЕГО СУБЪЕКТИВНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ
ГЛАВА 6. ДИНАМИКА ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В ГРУППАХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
ГЛАВА 8. ПРИРОДА ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ
Глава 1. О НАУЧНОМ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Б.Г.АНАНЬЕВА
Глава ПРОФЕССИЯ ИНЖЕНЕРА ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ФАКТОРАМ
10.1. К метаистории ноэтического источника транскоммуникации
Добавить комментарий