Новикова Наталия Анатольевна ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ АРТИСТОВ БАЛЕТА

Профессиональное самосознание — одно из необходимых условий планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии. Нами было проведено исследование, направленное на выявление того, как формируется представление о профессии у учащихся Саратовского областного училища искусств. Исследование проводилось при помощи качественного нарративного интервью, вопросы которого были частично структурированы. В исследовании принимали участие учащиеся хореографического отделения Саратовского областного училища искусств пятого и шестого классов. Общее количество респондентов составило 15 человек. Тема интервью была озвучена как «Я в балете». Нас интересовали 3 показателя: личностная значимость балета для каждого ученика, мотивация, дальнейшие перспективы.

Анализируя ответы на вопросы, относящиеся к первому показателю «личностный смысл», можно сделать следующие выводы. На вопрос «Что для тебя балет» все учащиеся ответили «балет — это моя жизнь». Балет для меня это любовь». Эти ответы могут показаться несколько заученными или же просто навязанными детям кем — то из взрослых. Однако, возможно, что детям этого возраста довольно сложно выразить словами свои чувства, поэтому они вынуждены использовать некие шаблонные фразы. Мне кажется, что искренность испытуемых ярко иллюстрируют следующие высказывания: «Ради балета готова на все. Без бале-

та не смогла бы жить». «Я бы просто заболела без балета». «Я даже не знал, кем я могу стать, математиком, физиком, а сейчас я точно знаю кто я». Будущие артисты, несмотря на свой юный возраст, готовы преодолевать любые трудности ради достижения главной цели, ради танца, что во многом обусловлено наличием повышенной мотивации к обучению. У респондентов наблюдается повышенная эстетическая потребность и потребность в постоянной самореализации на уровне телесности в танце. «Боль — это не самое страшное в жизни. Боль можно перетерпеть. Если тебя тянет к балету, то откроется второе дыхание». Так дети отвечали на вопрос касательно физической боли. При анализе ответов, относящихся к проблеме мотивации, можно отметить, что респонденты в большинстве своем поступили в училище на основе сознательного выбора. «.Я занималась в Энгельсе танцами 4 года, потом мне сказали, что в Саратове есть хореографическое училище и меня приняли».

«В 5 лет. я очень хорошо помню этот момент, у меня случайно переключился канал. И я увидела, как танцует М. Плисецкая. Мне очень понравилось, и я смотрела только на нее, не отрываясь, это программа так долго шла, и я смотрела. не ела, ни уроки не делала, потом я пошла в училище». Нельзя не отметить, что на выбор балетной профессии в той или иной мере влияет ближайшее окружение ребенка. Нередко именно по их инициативе ребенок поступает в балетную школу. Свойственное этому возрасту подражание взрослым, родителям, боязнь показаться несовершенным, не оправдать их ожидания, а в неполных, неблагополучных семьях еще и попытка привлечь внимание родителей, предотвратить те или иные конфликтные ситуации — все это в ряде случаев в той или иной степени оказывает влияние на выбор профессии. Представляется очевидным, что основной мотивацией у респондентов является мотивация достижения успеха. Большое место также занимает социально значимая мотивация, связанная с влиянием семьи, и носящая поверхностный характер, причем у мальчиков как правило преобладает социально значимая мотивация, а у девочек мотивация к достижению успеха. Наибольшие затруднения у школьников вызвали вопросы, касающиеся третьего показателя и включающие вопросы о мечте. На вопрос «Чего бы ты хотел добиться в балете?». Часть респондентов говорила «не знаю. Конкретной мечты пока нет. Подобные ответы встречались преимущественно у представителей первого года обучения. Однако большинство интервьюированных довольно четко представляют, чем они хотят заниматься в дальнейшем и чего хотят добиться. В большинстве своем их мечты связаны с участием в конкретных балетных спектаклях. Занятия искусством, помогают детям преодолевать различные психологические трудности, возникающие в процессе взросления. Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональное самосознание развивается у учащихся балетной школы достаточно рано, что обусловлено не только повышенной мотивацией, постоянной психологической работой со стороны педагогического коллектива, но и просто искренней любовью к искусству танца. В дальнейшем нами планируется проведение второго этапа исследования, который будет направлен на изучение профессионального самосознания у студентов выпускного курса хореографического училища.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии
Еще по теме
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРТИСТОВ БАЛЕТА.
АРТИСТЫ БАЛЕТА.
АРТИСТЫ БАЛЕТА.
НОВИКОВА А.Т., ФИРУЛЕВА Е.В. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОБРАЗЦАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Новикова А.Т., Фирулева Е.В. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОБРАЗ-ЦАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Зайцева Вера Анатольевна МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ БАРЬЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лысенко Е.М., Новикова Н.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
Персианова Наталья Бадритдиновна, Иванова Любовь Анатольевна ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ В ДОМАХ РЕБЕНКА
Рубцова Наталья Николаевна ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЕ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ.
Сальникова Екатерина Викторовна, Рубцова Наталья Николаевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Панченко Анна Анатольевна ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ
Ликстанова Наталья Владимировна ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ВРАЧА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ПЕДАГОГА
Труфанова М.М. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ
15.4.1 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ
ОБРАЗНАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Добавить комментарий